Культура
22:42, 23 сентября 2009

Меньше пафоса Музыкальным руководителем Большого театра стал Леонид Десятников

Известный питерский композитор-авангардист Леонид Десятников неожиданно для всей артистической общественности был назначен музыкальным руководителем Большого театра. Автор скандальных "Детей Розенталя" пообещал заниматься "консалтингом, супервизией и психотерапией" и сделать из Большого "нормальный театр". Видимо, этот театр все-таки будет обладать "чертами творческой организации", в чем нынешнему Большому отказал предшественник Десятникова дирижер Александр Ведерников.

Предложение заведовать музыкой в ГАБТ композитор, как он признался, принял от неожиданности: настолько оно его удивило. "В Большом, конечно, должно быть много Верди, много названий популярного мирового репертуара, русской классики и новой музыки, но главное, в чем он нуждается, - это чтобы вокруг него было меньше пафоса и ненужной риторики", - прокомментировал свое назначение Десятников на пресс-конференции в Большом 22 сентября.

Рассказав о планах и премьерах, Десятников, если не считать упоминаний о консалтинге и психотерапии, почти никак не прокомментировал свои должностные обязанности. Появляться в Москве по работе композитор будет нечасто: в интервью порталу Openspace он отметил, что намерен приезжать только накануне очередной премьеры и в связи с "ритуальными процедурами, которые требуют формального присутствия".

Более-менее ясно композитор раскрыл свою роль только в интервью "Коммерсанту": "Ситуация сложилась таким образом, что в отсутствие Александра Ведерникова все решения, которые будет принимать администрация театра, не будут считаться легитимными хотя бы потому, что там нет людей с высшим музыкальным образованием. Я своим присутствием призван как бы легитимизировать и сделать эту ситуацию более комфортной".

В этих словах таится определенная двусмысленность. Как бы не вышло так, что в ГАБТ всем будет распоряжаться "администрация", а именно генеральный директор Анатолий Иксанов, экономист и хозяйственник, которому Десятников нужен лишь как легитимный посредник. В то же время тандем Иксанова и Десятникова может оказаться и продуктивным, если в Большом наконец удастся разделить творческое и административное руководство.

Проблема такого разделения в июле привела к отставке предшественника Десятникова - дирижера Александра Ведерникова, который с тех пор неоднократно критически высказывался о руководстве театра в прессе. В августе, например, в интервью "Известиям", он обмолвился, что Большой театр "не обладал чертами творческой организации". Из-за конфликта интересов в феврале 2008 года ГАБТ также покинул хореограф Алексей Ратманский, который признавался, что директорские обязанности почти не оставляют ему времени на настоящую работу.

По мнению Ведерникова, "назначение Десятникова находится в русле той логики, что в Большом в принципе не должно быть творческого руководства". "Логика принятия решений в театре в основном не творческая – во главе театра стоит чиновник", - цитирует слова Ведерникова РИА Новости. По мнению дирижера, Десятников – человек "крайне интеллигентный" и не способный на "жесткое отстаивание творческих интересов".

Примечательно, что пост главного дирижера театра, как обещал Иксанов, остался вакантным, что само по себе не менее необычно, чем приглашение композитора на должность музыкального руководителя. Дело в том, что традиционно главным дирижером и музыкальным руководителем театра является один человек. В отсутствие главного дирижера Большой театр будет сотрудничать сразу с пятью приглашенными: Александром Лазаревым, Василием Синайским, Кириллом Петренко, Владимиром Юровским и Теодором Курентзисом.

Представленный на пресс-конференции новый начальник отдела перспективного планирования ГАБТ известный музыкальный критик Михаил Фихтенгольц заявил, что такие имена "сделают честь любому крупному театру мира". При этом разумно задаться вопросом о том, как пять совершенно разных музыкантов будут формировать единый облик Большого театра и сможет ли Десятников как-то собрать эту мозаику.

Впрочем, не похоже, что Десятников ставит перед собой задачу интеграции. Скорее, он видит свою роль в "поддержании работоспособности" ГАБТ. На вопрос корреспондента "Коммерсанта" о том, сможет ли он принести в театр что-то "уникально свое", Десятников ответить не смог. Вместо этого он назвал свое назначение "интерлюдией" и "длящимся моментом некоей переправы".

< Назад в рубрику