Экономика
20:26, 25 сентября 2009

Оправданная жестокость Альфа-банк выбил деньги из "дочек" "Русала"

Очередной этап корпоративной войны, которую с начала 2009 года ведут владелец Альфа-банка Михаил Фридман и владелец "Русала" Олег Дерипаска, завершился 24 сентября победой кредитора Фридмана над заемщиком Дерипаской. Альфа-банк, решившись на блицкриг, потребовал через суд банкротства двух "дочек" лидера мировой алюминиевой отрасли "Русала", в случае, если тот не вернет долг. Алюминиевый гигант назвал действия Альфы "проявлением рейдерства", что, впрочем, не помешало ему уже вечером заплатить банку, лишь бы не мешал договариваться с другими кредиторами.

Для Альфа-банка, за которым в корпоративной России закрепилась репутация жесткого, если не сказать жестокого кредитора, победа над "Русалом" - еще одна монетка в имиджевую копилку. Мало того, что банк выступил в роли фактически единственного в России "непреклонного" кредитора, так еще и одержал верх над компанией бизнесмена, инициативы которого открыто поддерживает президент России.

24 сентября стало известно, что Альфа-банк подал иски о банкротстве двух активов алюминиевого гиганта "Русал", контрольный пакет акций которого принадлежит Олегу Дерипаске. Иски были поданы к Красноярскому алюминиевому заводу (КрАЗ) и Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ), которые задолжали банку 73,8 миллиона долларов.

Иск о банкротстве СУАЛа банк подал в арбитраж Свердловской области, о банкротстве КрАЗа - в арбитраж Красноярского края. Альфа заявила, что СУАЛ не вернул долг, просрочив четыре выданных банком кредита. Вина КрАЗа была в том, что тот выступал поручителем СУАЛа по этим кредитам. Ранее московский арбитраж и апелляционная инстанция подтвердили правоту банка.

В Альфе также заявили, что ведут переговоры с другими кредиторами "Базэла" о возможной покупке их прав требований к предприятиям группы, для усиления своей позиции как кредитора.

"Русал" незамедлительно назвал эти действия банка "проявлением рейдерства", отметив "неконструктивную позицию" Альфы. При этом в компании заявили, что "данная попытка инициировать банкротство обречена на провал".

Сейчас "Русал" ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга на 14 миллиардов долларов. Иностранные банки, которым компания задолжала 7,4 миллиарда долларов, рассчитывают получить в залог акции трех "дочек": КрАЗ, "Русал-Братск" и "Русал-Саяногорск". Альфа, по данным газеты "Ведомости", обосновала в судах претензии не только к КрАЗу и СУАЛу, но и к "Русалу-Братску" и "Русалу-Саяногорску" на 11,9 миллиона рублей. Банк мог потребовать банкротства всех основных активов "Русала", которые иностранные кредиторы вознамеривались получить в залог. Так, из-за исков Альфы реструктуризация долгов "Русала", которому иностранцы уже несколько раз продлевали сроки моратория на выплату задолженности, оказалась под вопросом.

Несмотря на громкий протест, "Русал" неожиданно быстро признал правомочность требований банка, и уже вечером 24 сентября выплатил проявившему "признаки рейдерства" кредитору почти 86 миллионов долларов. Альфа-банк подтвердил, что "Русал" погасил все просроченные долги, и заявил, что претензий к компании не имеет. Впрочем, это не значит, что конфликт двух структур завершился.

Общий долг компаний, в которых у "Базэла" есть доли, составляет около 20 миллиардов долларов, из которых 16,8 миллиарда долларов приходится на "Русал". С лета "Базэл" Дерипаски и Альфа ведут переговоры о реструктуризации долгов всех компаний "Базэла" почти на 800 миллионов долларов.

Среди предприятий Дерипаски, которые ходят в должниках у Альфы, числятся такие гиганты, как "Главмосстрой", группа ГАЗ, Байкальский ЦБК, энергетический холдинг En+ и другие. В Альфе уже пообещали, что иски о банкротстве банк будет подавать и к другим структурам "Базэла", за исключением ГАЗа и БЦБК, социальная нагрузка на которые слишком высока.

Представители Альфа-банка накануне утверждали, что переговоры о реструктуризации задолженности предприятий "Базэл" не принесли результата, хотя банк якобы и был готов присоединиться к соглашению о реструктуризации долгов ГАЗа. В свою очередь, группа ГАЗ еще 23 сентября сообщила, что договорилась о реструктуризации кредитов со всеми банками, кроме Альфы.

Образ мышления

Конфликт банка и "Базэла" начался еще в марте 2009 года. И тогда он привлек к себе внимание властей. В частности, Дмитрия Медведева.

Президент, обсуждая с чиновниками правительства ситуацию вокруг группы ГАЗ, неожиданно заговорил о "корпоративных эгоистах" из банков. Он критиковал банки, которые выступают кредиторами крупных холдингов, заявив, в частности, что кредиторы не должны из-за "корпоративного эгоизма" доводить задолжавшие им крупные холдинги до остановки производства. День спустя на прием к Медведеву пришел владелец Альфа-Банка Михаил Фридман. После встречи в Кремле Фридман и Дерипаска сделали заявление о том, что никакого конфликта между "Альфой" и "Базэлом" не было. Однако уже через несколько дней Альфа-банк возобновил подачу исков к компаниям Дерипаски, в частности, были поданы иски к КрАЗу и СУАЛу.

Похоже, уже никто не сможет остановить дальнейшее обострение конфликта Альфы с "Базэлом". Альфа, следуя указаниям президента страны, утверждает, что не намерена банкротить попавшие в тяжелое положение ГАЗ и Байкальский комбинат, однако на "Русал" и прочие компании эта " социальная инициатива" банка, видимо, не распространяется.

Дерипаска, в попытках защитить свой бизнес от настойчивого кредитора, инициировал поправки в закон о банкротстве, которые существенно расширяют права должников. К примеру, попавшие в трудное финансовое положение компании, в случае принятия этого документа Думой, смогут до пяти лет заниматься финансовым самооздоровлением. Во время такой процедуры будет действовать мораторий на взыскание долгов компании. Что в таком случае будет делать кредитор, не вполне ясно. Тоже банкротиться?

Дерипаска, компании которого атакуют кредиторы всех мастей, потерял с начала кризиса уже достаточно активов, но самые главные пока сохранил, в том числе и при помощи государства. Легко заметить, как кризис и угроза банкротства дела, которому он посвятил всю жизнь, меняют образ мышления бизнесмена. Всегда контролировавший свои компании, не упускавший ни единой возможности в корпоративных войнах, Дерипаска в интервью The Wall Street Journal заявил, что в скором времени во всех его предприятиях, включая "Русал", появятся новые партнеры.

По данным самой The Wall Street Journal, "Русал" ведет переговоры с китайскими и западными инвесторами, предлагая им участие в капитале алюминиевой компании. Кроме того, СМИ сообщали, что Дерипаска планировал продать небольшой пакет акций "Русала" инвесторам из Ливии и ОАЭ. Не смущает владельца и возможное увеличение присутствия государства в "Русале". Ранее Дерипаска предпочитал развивать свой бизнес при помощи банковских кредитов, а не денег инвесторов.

Алчность Альфа-банка в этой ситуации, как это ни странно звучит, идет российскому бизнесу на пользу. Компания работает против тренда, который задало государство, контролирующие больше половины банковской системы России. Власти с начала кризиса только и делали, что через банки спасали капитанов бизнеса и "национальных чемпионов", консервируя неэффективные производства и оставляя бизнес в руках неэффективных и недальновидных собственников. Чиновники жертвовали столь любимой президентом Медведевым инновационной экономикой в угоду социальной стабильности.

Однако такая тактика, которая может быть и хороша на небольшой экономической дистанции, явно идет вразрез со стратегией посткризисного восстановления экономики, на которую бы следовало ориентироваться властям. Если даже в кризис такой бизнес не тонет, то уж в более благополучные времена точно удержится на плаву. Угроза потенциального банкротства на "эффективных" менеджеров также действует выборочно, не являясь стимулом модернизировать производство. Это означает, в итоге, и более медленное восстановление экономики, и отсутствие инноваций, которые начинаются, прежде всего, в головах предпринимателей, а уже потом в спонсируемых государством нанотрубках.

Частный Альфа-банк, при всей спорности его позиции и выбранных методов, действует во благо, не позволяя расслабиться бизнесам-должникам, не играя в няньки с увязшими в долгах заемщиками. Госбанки на роли ястребов не годятся, а вот крупнейший частный банк России не чурается потрепать нервы должникам. А то, что у его владельцев уши будут гореть, так это им не впервой.

< Назад в рубрику