Сайт Минюста 28 сентября опубликовал проект закона, призванного защитить государственные сайты и информационные ресурсы от хакеров. В качестве бонуса документ дает определение понятию "Интернет" и приказывает провайдерам отключать граждан и компании от Сети по письменному требованию правоохранительных органов, ведущих оперативно-розыскные мероприятия.
В пояснительной записке о новом праве милиции упоминается скупо. Говорится лишь, что новая норма предлагается для "упорядочения общественных отношений", связанных с интернетом, и, конечно, для противодействия сетевым правонарушениям.
Насколько можно судить из определения термина "оператор услуг сети Интернет", нововведение касается не только интернет-, но и хостинг-провайдеров. Другими словами, руководитель правоохранительного органа может обязать оператора отключить от Сети как самих интернет-пользователей, так и посещаемые ими сайты.
В настоящее время для вывода интернет-ресурса в офлайн требуется решение суда. В законопроекте соответствующее действие называют "приостановлением оказания услуг", не уточняя, сколько оно может длиться.
Чтобы никто не мешал ловить хакеров и других преступников, законопроект вводит штраф за несоблюдение операторами интернет-услуг порядка работы с правоохранительными органами, ведущих оперативно-розыскную деятельность. Другими словами, если требование милиции по предоставлению информации о клиенте либо о его отключении не удовлетворят, с оператора взыщут до двух тысяч рублей, если это физическое лицо, и до сорока тысяч - если компания.
Что же касается основной части законопроекта, касающейся защиты госструктур от онлайновых угроз, то она оказалась вполне ожидаема. За последние несколько месяцев вышло несколько документов, описывающий отношения государства с Сетью.
Одна из последних инициатив чиновников заключается в создании защищенного прокси-сервера для обеспечения безопасности госструктур. Такой сервер вкупе со специальным сверхнадежным чиновничьим браузером позволит госслужащим анонимно выходить в интернет и защитит от взлома важные правительственные базы данных.
Кроме того, Минкомсвязи намерено вложить до пяти миллионов рублей в исследование блогосферы и социальных сетей на предмет полезных идей и продвижения государственных интересов.
Неудивительно, что теперь речь зашла о санкциях за преступления, связанные со взломом правительственных сайтов. Теперь гражданам, получившим неправомерный доступ к сайту госорганов, грозит либо штраф размером до пятисот тысяч рублей, либо исправительные работы сроком до двух лет, либо лишение свободы на срок до трех лет. Если работала организованная группа и взлом затронул критически важные гособъекты, преступникам могут дать и все семь лет.
Особый интерес представляет та часть документа, в которой даются юридические определения сетевых терминов. Эти определения, по замыслу авторов, должны быть внесены в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Данное законотворчество удивительно тем, что Минюст с этим документом фактически перебегает дорогу Госдуме, рабочая группа которой активно готовит закон "Об Интернете", где должны содержаться все нужные определения и нормы. Поэтому в нынешней редакции документ, который пока проходит межведомственные согласования, имеет мало шансов на принятие.
Другое дело, если он действительно излагает новую позицию правительства. В этом случае речь идет о кардинальной реформе отношений власти и Сети. В этой модели государство готово (вспомним спецбраузер) анонимно отслеживать материалы, с ним - государством - связанные, и при помощи провайдеров устраивать онлайновые "маски-шоу" еще до того, как дело о возможных нарушениях попадет в суд.
Как и в любой модели, в ней можно увидеть хорошее и плохое. Хорошее - с принятием законопроекта власти смогут пачками закрывать ресурсы, торгующие наркотиками или распространяющие детскую порнографию. Собственно, так давно делают в Китае, где число закрытых сайтов исчисляется тысячами. Плохое - китайская модель подразумевает молчаливое блокирование СМИ и просто неугодных сайтов, как своих, так и зарубежных.
Что же касается новых толкований старых терминов, то они, мягко говоря, спорны. Например, документ предлагает определять понятие "российский сегмент сети Интернет" следующим образом: "часть сети Интернет, функционирующая на территории Российской Федерации".
Сформулировано исключительно неудачно - пока еще в России функционирует весь интернет целиком.