Экономика
13:39, 30 сентября 2009

Таки не продали Из приватизации "Одесского припортового завода" вышел скандал

Несостоявшаяся 29 сентября приватизация "Одесского припортового завода" удивительным образом объединила едва ли не все политические силы Украины. Во всяком случае, против передачи предприятия структурам бизнесмена Игоря Коломойского выступили и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко, и Виктор Янукович. Столь уникальному единодушию, впрочем, предшествовали месяцы и годы то затухающих, то вновь разгорающихся скандалов.

"Одесский припортовый завод" на Украине после скандальной приватизации "Криворожстали" остался одним из немногих действительно интересных инвесторам крупных активов, находящихся в собственности Украины. Согласно курсу на либерализацию экономики, взятому правительством Юлии Тимошенко и президентом Виктором Ющенко, ОПЗ должен был быть продан.

О намерении продать актив Виктор Ющенко объявлял еще в 2005 году. Однако с тех пор ничего так и не изменилось: ОПЗ еще четыре года находился в госсобственности, хотя правительство и Фонд государственного имущества выставляли его на торги едва ли не каждый год.

В 2007 году на сторону противников продажи ОПЗ встал и Виктор Ющенко. Он разглядел в схеме приватизации признаки коррупции – по его словам, еще до продажи можно было предположить, кто станет собственником актива.

В 2008 году против приватизации ОПЗ выступил и Фонд государственного имущества (ФГИ), который также счел условия конкурса несправедливыми. Тогда ФГИ возглавляла социалистка Валентина Семенюк (после января 2008 года Валентина Семенюк-Самсоненко), у которой, мягко говоря, не сложились отношения с Тимошенко: премьер-министр обвиняла заслуженного экономиста Украины в коррупции. Та, в свою очередь, сдаваться не хотела и заручилась поддержкой Ющенко. Тем не менее, в конце 2008 года Валентине Семенюк-Самсоненко все же пришлось уйти из ФГИ.

Таким образом, Тимошенко как бы расчистила дорогу для приватизации "Одесского припортового завода" и ряда других активов. Необходимость распродажи к концу 2008 года увеличилась: дефицит бюджета из-за кризиса на Украине растет, а социальные обязательства в преддверии выборов политики сокращать не собираются.

С другой стороны, в правительстве Тимошенко не могли не понимать, что в условиях кризиса выручить большие деньги даже за очень хороший актив чрезвычайно сложно. Ведь в 2009 году у многих инвесторов нет средств даже для того, чтобы платить зарплату собственным работникам, что уж тут говорить о приобретении новых производств.

Расклад

Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Фото пресс-службы президента Украины
Lenta.ru

Фонд государственного имущества объявил о приватизации "Одесского припортового завода" 15 июля. Торги решено было проводить с помощью открытого аукциона, назначенного на 29 сентября.

В течение всего лета и начала осени украинские политики и экономисты активно обсуждали перспективы продажи ОПЗ. Расклад сил не изменился: Виктор Ющенко был против приватизации, Юлия Тимошенко – за. Председатель Партии регионов Виктор Янукович в этом вопросе поддерживал Ющенко – он еще с 2008 года заявлял, что ОПЗ если и продавать, то лишь сначала подготовив к приватизации, чем правительство Тимошенко, по мнению оппозиции, не занималось.

Независимые эксперты опасались, что ОПЗ достанется… "Газпрому". Одно название этой компании нагоняет на украинцев страх, поэтому у местных аналитиков как-то даже не возникало вопроса, а зачем газовой монополии химический завод?

Действительно, в числе претендентов на ОПЗ значился российский "СИБУР-холдинг", подконтрольный Газпромбанку, который, в свою очередь, принадлежит "Газпрому". Однако в участии "СИБУР-холдинга" в приватизации завода вряд ли стоит искать "руку Москвы": скорее всего, "СИБУР-холдинг" хотел приобрести актив исключительно для своих нужд, а не для усиления позиций "Газпрома" на Украине в целях давления на местные власти.

Что касается украинских бизнесменов, то их мнение лучше всего выразил Игорь Коломойский. В августе он заявил, что будет участвовать в аукционе и готов купить завод, если участников торгов будет не слишком много и, следовательно, цена не поднимется чересчур высоко. "Я не буду говорить, есть ли у меня в наличии такие средства или нет, но я не собираюсь тратить такие деньги на ОПЗ в такой ситуации. Не потому, что ОПЗ столько не стоит, а потому, что мы не знаем, что будет осенью и к чему вообще готовиться: будет ли вторая волна кризиса или не будет второй волны. А еще у нас в стране выборы на носу", - процитировала слова Коломойского "Украинская правда".

Ход торгов

29 сентября приватизации ОПЗ действительно состоялась. Состоялась, даже несмотря на протест Виктора Ющенко, который в сентябре добился временного запрета на приватизацию. Еще 25 сентября в ФГИ сообщали, что получили постановление Окружного административного суда Киева о запрете проводить аукцион.

Однако вечером 28 сентября Конституционный суд Украины отказал президенту в открытии производства по делу о приостановке приватизации. Таким образом, суд принял сторону Тимошенко и дал возможность продать актив.

Аукцион 29 сентября продолжался меньше часа. Его участники (компания "Нортима", связанная с Коломойским, "Фрунзе-Флора" и "Азот-Сервис" "СИБУР-холдинга") поднимали ставки 20 раз, увеличив стоимость актива с четырех до пяти миллиардов гривен (625 миллионов долларов).

Больше пяти миллиардов гривен давать за актив никто не решался, поэтому ОПЗ должен был достаться тому, кто предложил эту сумму, то есть компании "Нортима" Коломойского.

Казалось бы, сторонам осталось только поставить подписи под результатами аукциона, а Коломойскому – предоставить необходимые средства. Однако выяснилось, что комиссия ФГИ имеет право одобрить или отклонить сделку с "Нортимой". Чиновники решили ее отклонить: им показалась неадекватно низкой цена, предложенная компанией в рамках аукциона. По словам представителей ФГИ, на самом деле ОПЗ стоит 8-9 миллиардов гривен. Интересно, зачем тогда было назначать стартовую цену в четыре миллиарда?

Главный сторонник приватизации Юлия Тимошенко тоже заявила, что продажа ОПЗ за столь скромную цену является едва ли не преступлением. Во всяком случае, премьер тут же обвинила компании, участвовавшие в конкурсе, в сговоре.

Решением ФГИ остался доволен и Виктор Янукович. "Когда я услышал, что за пять миллиардов гривен хотят продать это прекрасное предприятие, то, безусловно, для всего мира, для тех, кто знает, что такое припортовый завод, понятно, что это коррупционная цена и здесь работала коррупционная схема", - отметил Янукович.

Итоги

Приватизация ОПЗ, широко освещавшаяся в украинских СМИ, сразу же превратилась из экономического события в политическое. Шоу закончилось ничьей: хотя "Одесский припортовый завод" и не продан, никто не отменял его приватизации. А значит, уже в скором времени борьба за актив может возобновиться. Скорее всего, уже после выборов: на Украине сейчас все решения откладываются "до лучших времен".

Впрочем, даже если приватизация ОПЗ все равно произойдет, завод не застрахован от того, что в ближайшее время вновь не окажется в руках государства. За примером на Украине далеко ходить не надо: многострадальная "Криворожсталь", крупнейший стальной актив на Украине, в середине 2000-х годов сначала была продана Инвестиционно-металлургическому союзу Рината Ахметова и Виктора Пинчука, затем была вновь реприватизирована, а затем – опять продана, но на этот раз уже западной корпорации ArcelorMittal. Причем дороже.

< Назад в рубрику