Крупнейшая телекоммуникационная компания Франции France Telecom в последнее время привлекла к себе недюжинное внимание средств массовой информации. Причиной послужил всплеск самоубийств среди сотрудников фирмы. Профсоюзы называют причиной волны суицидов растущую напряженность в фирме, вызванную реструктуризацией и кризисом.
За последние полтора года счеты с жизнью свели уже 24 работника France Telecom. При этом в сентябре текущего года ситуация как-то особенно обострилась. 9 сентября 49-летний служащий компании из Труа попытался совершить самоубийство после того, как узнал, что его понизили в должности. Попытка, к счастью, не удалась, и он попал в больницу.
На следующий день около 150 работников France Telecom провели в Труа акцию протеста, пытаясь довести до руководства свое недовольство проводящейся реструктуризацией. Аналогичные акции провели около 100 служащих компании в Марселе и еще около 50 - в Нанси. По мнению сотрудников France Telecom, менеджмент фирмы за последнее время постепенно перешел к американскому стилю управления, постоянно сокращая персонал. Подобные действия приводят людей в состояние стресса, с которым они не в состоянии справиться, что и приводит к трагическому исходу.
Акция протеста, однако, не привлекла широкого внимания. Тем не менее, руководитель отдела персонала France Telecom Оливье Барберо (Olivier Barberot) сообщил, что компания запускает программу обучения для 20 тысяч менеджеров фирмы, чтобы они научились распознавать потенциальных самоубийц.
Судя по всему, программа не успела заработать в полную мощь. 11 сентября сотрудница France Telecom выбросилась из окна на четвертом этаже главного офиса компании в Париже. А последним на сегодняшний момент совершившим суицид стал 51-летний Жан-Поль Руанне (Jean-Paul Rouannet). 28 сентября он спрыгнул с моста на автостраду в департаменте Верхняя Савойя. Он оставил предсмертную записку, в которой написал своей жене, что не мог больше выносить атмосферу на работе.
Как заявили в профсоюзе, недавно мужчина был переведен из отдела по работе с бизнес-клиентами в колл-центр, где ему приходилось разбираться с жалобами и обзванивать потенциальных клиентов. Кроме того, в рамках реструктуризации France Telecom этот сотрудник был кандидатом на увольнение, что только увеличивало его стресс.
Реструктуризация в телекоммуникационном гиганте (там работает более 100 тысяч человек) проводится с 2006 года. С 2006-го по 2008 год из фирмы были уволены 22 тысячи человек, а еще 10 тысяч сменили род деятельности. Так, часть технического персонала была переведена на работу в колл-центры и отделы продаж.
Стоит отметить, что практика, согласно которой каждые три года менеджеры компании ротируются, занимая новые позиции, ранее являлась обычной во France Telecom. Вместе с тем, по словам медицинского консультанта фирмы Катрин Морель (Catherine Morel), при постоянной смене должностей работники начинают ощущать, что выполняют свою работу недостаточно хорошо. Это ведет к снижению самооценки, что может вызвать депрессию. 29 сентября руководство фирмы объявило, что как минимум до конца октября правило ротации персонала действовать не будет.
В профсоюзах считают, что за всплеск самоубийств ответственно руководство France Telecom, ведущее изменения структуры компании в условиях глобального кризиса и падения прибылей. Однако, если обратиться к официальным финансовым отчетам, придется признать, что это не совсем так. Например, общая задолженность группы с 2004 года постоянно снижается. А согласно финансовому отчету компании за первую половину текущего года, ее выручка, конечно, снизилась, но всего на 0,5 процента. Вместе с тем за последний год абонентская база France Telecom (на рынке связи работает под брендом Orange) увеличилась на 6,6 процента.
Во France Telecom признают, что уровень стресса у сотрудников действительно высокий, только "обвиняют" в этом... современную связь, из-за которой персонал находится в постоянной "доступности" по телефону и не может "оставить работу и рабочее напряжение за дверью". 24 сентября главный финансовый директор компании Жерве Пелисье (Gervais Pellissier) заявил, что служащие крупных компаний перегружены электронной почтой, приходящей на их смартфоны и уровень их стресса значительно повысился в сравнении с ситуацией 15-летней давности.
Во France Telecom неоднократно отмечали, что вряд ли можно говорить именно о "волне" самоубийств, так как в предыдущие годы их было значительно меньше, чем сейчас. Как пишет газета The Independent, за последние несколько лет число суицидов в фирме уменьшается: в 2002 году таких случаев было отмечено 29, в 2003-м - 22, а в 2008-м - 12. Впрочем, по данным других СМИ, в 2008 году во France Telecom свели счеты с жизнью 28 служащих.
В любом случае число самоубийств во France Telecom превышает средний показатель по стране. По данным на 2004 год, которые приводит Associated Press, во всей Франции число самоубийц насчитывало 15 на 100 тысяч жителей. Как пишет The Independent, в среднем число суицидов среди французов составляет 17,6 на 100 тысяч жителей в год - по данным ВОЗ, один из самых высоких показателей в мире. Для сравнения, в Великобритании этот показатель - 6,8 на 100 тысяч).
Некоторые работники France Telecom защищают свою компанию и утверждают, что шумиха вокруг самоубийств развязана в СМИ профсоюзами, выступающими против реструктуризации. Однако другие говорят о том, что в компании обычна практика постепенного "выживания" лишних сотрудников. 65 процентов персонала France Telecom формально являются госслужащими, и их непросто сократить.
В Социалистической партии Франции считают, что руководитель France Telecom Дидье Ломбар (Didier Lombard) должен уйти в отставку в связи с ростом числа самоубийств в компании. Однако представители "Союза за народное движение" - правящей партии, председателем которой является президент страны Николя Саркози, сообщили, что отставка Ломбара пока не рассматривается.