Министр финансов России Алексей Кудрин, выступая на встрече министров финансов "Большой семерки" в Стамбуле, заявил, что Россия не собирается выдавать кредиты Белоруссии и Украине на двусторонней основе. Это означает, что Москва отказалась от продолжения практики кредитования ближайших соседей. Впрочем, теперь российский Минфин рассматривает возможность кредитования Сербии и Болгарии, а это значит, что политические кредиты для умасливания союзников у российских чиновников все еще в цене.
Программу кредитования соседей Москва развернула в самый разгар финансового кризиса. Соседним странам были выданы кредиты на миллиарды долларов. С конца 2008 года Россия либо уже выделила, либо обязалась выделить: кредит Киргизии на 2 миллиарда долларов, Белоруссии - на 1,5 миллиарда долларов, Армении - на 500 миллионов долларов, Монголии - на 300 миллионов. В феврале 2009 года переговоры о пятимиллиардном кредите с Москвой, которая предстала эдаким финансовым колоссом на постсоветском пространстве, начали вести представители Минфина Украины.
Все кредиты давались в обмен на политические уступки либо с прицелом на укрепление позиций российских госкомпаний в странах - получателях российских денег. Яснее всего это было в ситуации с Киргизией, с которой Россия торговалась по поводу дальнейшего нахождения на территории этой страны военной базы США. Еще один пример - кредит Монголии, где Россия намеревалась добывать уран и золото.
Однако уже весной 2009 года, когда Россия начала медлить с выделением очередного транша кредита Белоруссии, стало понятно, что собственных сил на удобрение экономических грядок соседних государств у Москвы уже не хватает. Более того, было объявлено, что Россия и сама переходит из разряда кредиторов в разряд должников, чтобы пополнить похудевшую из-за кризиса казну. Но, как выясняется теперь, от новых кредитов Москва не отказывается, вот только направит их не в СНГ, а европейским партнерам.
Новые кредиты могут оказаться для России более удачным способом инвестировать средства, ведь, скорее всего, страны-получатели будут вынуждены пойти на некоторые уступки России. В 2009 году такая практика была отработана на Венесуэле, теперь финансовым мешком трясут перед носом у Сербии и Болгарии. Страны, кредитование которых политической выгоды России не приносит, денег Москвы, похоже, больше не увидят.
Надежду соседей на получение свободно конвертируемого доллара похоронил министр финансов России Алексей Кудрин, принявший участие в мероприятиях годовых сессий МВФ и Всемирного банка в Стамбуле. Там он, в частности, заявил, что Россия больше не будет давать кредиты Белоруссии и Украине на двусторонней основе. Речь идет о 500 миллионах долларов займа Минску и кредите на 5 миллиардов долларов Киеву. Кудрин оговорился, что предоставление кредитов возможно в рамках антикризисного фонда ЕврАзЭС, однако Украина к этой организации отношения не имеет, а Белоруссия не сможет прокредитоваться в нем из-за бюрократических проволочек. Обе страны, впрочем, уже нашли альтернативу российским кредитам, а у России появились новые кандидаты в должники.
Сначала, впрочем, пару слов в пользу бедных.
Кредитовать Минск Россия начала еще в конце 2008 года, выделив Белоруссии 2 миллиарда долларов, из которого российские чиновники перечислили в Минск 1,5 миллиарда. Последние 500 миллионов долларов российский Минфин в Минск так и не перевел, из-за чего стороны скандалят с весны 2009 года.
Дело в том, что Россия предлагала Минску взять последний транш в рублях, но в Белоруссии, которой доллары были необходимы для поддержания курса национальной валюты, с предложением российского Минфина не согласились. После этого Кудрин публично усомнился в платежеспособности Белоруссии, отказавшись перечислять деньги Минску. В Минске на российского министра обиделись. Разругавшись с Минфином РФ, Белоруссия попросила увеличить ранее полученный кредит у МВФ, одновременно развернув антикудринскую кампанию, в ходе которой российского министра официальные лица союзного государства, не тушуясь, сравнивали с "вякающим отморозком" и "кладовщиком". Кудрин, в свою очередь, твердил, что Белоруссии не надо было брать кредиты у фонда, однако новых денег не давал.
В Стамбуле министр лишь отметил, что удовлетворен действиями белорусского правительства по выполнению "программы реформ, разработанной совместно с МВФ". Платежеспособность Белоруссии чиновник уже не комментировал, однако дал понять, что предоставление кредита Минску возможно в рамках антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Общий объем этого фонда, который создавался по инициативе России и Казахстана, составляет 10 миллиардов долларов. Предполагается, что взнос российской стороны составит 7,5 миллиарда долларов. Фонд начнет работу после ратификации договора о создании всеми странами-участниками, в том числе Белоруссией.
В Минске поспешили прокомментировать заявление Кудрина, заявив, что вопрос о выделении Белоруссии последнего транша кредита все еще не снят. Министр финансов Белоруссии Андрей Харковец заверил "Интерфакс", что "договоренности о том, что РФ предоставит кредит, не сняты". При этом чиновник отметил, что Минск и рад был бы получить кредит через фонд ЕврАзЭС, но сделать это будет сложно. Препятствий тому сразу несколько. "Этот фонд еще не работает, поскольку не завершены внутригосударственные процедуры стран - участниц фонда, не сформированы в достаточном объеме его ресурсы и не существует формализованной процедуры работы с фондом", - констатировал Харковец. Так что предложение Кудрина Минска касается только в теоретической плоскости.
Глава белорусского Минфина также подчеркнул, что "мы к этому фонду (ЕврАзЭС - прим. "Лента.ру") даже еще и не обращались", поскольку ранее стороны договаривались о выделении кредита Белоруссии правительством РФ, а не фондом. "Пока много технических нюансов, которые не способствуют позитивному решению этого вопроса", - удрученно констатировал в итоге Харковец, завершив речь в минорном ключе. Короче говоря, из слов чиновника можно сделать вывод, что последний транш кредита Белоруссия так и не увидит.
C кредитом Киеву дело обстоит гораздо проще. Москва, по-видимому, вовсе не собиралась выдавать Украине денег, а все заявления об этом были лишь громким сотрясением воздуха.
Напомним, что в начале года Украина попросила Россию о кредите в 4-5 миллиардов долларов на закупку газа для закачки в подземные хранилища (ПХГ). Это позволило бы украинской госкомпании "Нафтогаз", попавшей в тяжелое финансовое положение, прожить зиму, обеспечив транзит российского газа в ЕС. В мае премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что готов рассмотреть такую возможность, если половину денег даст ЕС.
В начале августа стало известно, что европейские банки согласились выделить до 1,7 миллиарда долларов для Украины в 2009-2010 годах. На закупку российского газа из этой суммы "Нафтогаз" сможет направить всего 300 миллионов долларов. Россия тогда же объявила, что не намерена выдавать кредит Украине, что, впрочем, опровергли в правительстве Украины, заверив СМИ, что заявка Киева на российский кредит, сделанная в начале года, до сих пор остается в силе.
Однако уже в сентябре премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что Украина, которая с начала года кредитуется еще и у МВФ, накопила достаточно топлива, чтобы пройти через зимний период и обеспечить транзит газа в ЕС.
Напомним, что осенью 2008 года МВФ принял решение о выделении Украине кредита почти на 17 миллиардов долларов. За прошедшее время Украина уже получила три транша на общую сумму в 11 миллиардов. Получение четвертого транша кредита на 3,8 миллиарда запланировано на ноябрь 2009 года. Пока Украина успешно выбирает кредитную линию МВФ, умудряясь нарушать условия займа, но оставаясь при этом безнаказанной. Короче говоря, тут российский кредит уже без надобности.
Киеву и Минску, впрочем, грех жаловаться на Россию. Москва уже значительно поддержала экономики соседей за счет "Газпрома". Белоруссия с начала года платила за российский газ по среднегодовой цене, что позволило Минску относительно безболезненно пройти через первые два квартала 2009 года. Украинскому "Нафтогазу" и вовсе грозит штраф со стороны "Газпрома" на 5 миллиардов долларов за невыполнение контрактных обязательств, однако штрафовать украинский концерн не будут. Короче говоря, обе страны свои кредиты в Москве, пускай и в другой форме, уже получили.
Кудрин также обещал, что Москва будет лоббировать интересы Киева в МВФ, однако это заявление было скорее сделано для проформы. "Мы сами, как член МВФ поддерживаем выделение кредита Украине... Мы голосуем "за", - сказал Кудрин. Однако страна успешно кредитовалась бы у фонда и без всякой помощи со стороны России.
Зато Москва, как оказалось, всерьез рассматривает возможность прокредитовать Сербию на миллиард евро. Об этом Белград просил российских чиновников еще в июне 2009 года.
"Мы будем предоставлять кредит Сербии", - заявил Кудрин в Стамбуле, отметив, что величина, срок и условия займа еще не определены.
Из общей суммы кредита Сербии 350 миллионов долларов будут направлены на покрытие бюджетного дефицита страны, а остальное - на инвестиционные проекты, в частности, на строительство метро и дорог. Часть кредита Сербия получит уже в этом году. При этом Кудрин раскрыл, почему Россия вдруг расщедрилась на кредит Белграду. По его словам, предполагается участие российских компаний в инвестпроектах, финансирование которых будет осуществляться за счет кредита России.
В сентябре Москва уже таким образом договорилась с Каракасом, открыв Венесуэле кредитную линию на покупку вооружений российского же производства на 2,2 миллиарда долларов. Президент Венесуэлы также обещал, что признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Такой политический "прорыв" по сходной цене, видимо, кажется Кремлю весьма привлекательным.
Кудрин также сообщил, что на встрече с делегацией Болгарии обсуждался вопрос о предоставлении кредита на 3,8 миллиарда евро для строительства АЭС "Белене". Впрочем, Москва требует от Болгарии госгарантий по кредиту, а болгарский кабинет министров таких гарантий пока не обещает.
С Софией Москва торгуется уже давно. Летом новый премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна намерена заново оценить выгоду совместных энергетических проектов с Россией, для чего эти проекты были подвержены ревизии. В результате стало понятно, что смета по строительству АЭС "Белене" сильно устарела - на достройку станции, которую София начала возводить еще в 1984 году, понадобится на несколько миллиардов больше, чем предполагалось изначально.
После того как в Софии это выяснили, министерство финансов Болгарии предложило России приобрести долю в АЭС. Сейчас станцию в Белене строит российская госкомпания "Атомстройэкспорт", однако сама Россия в проекте доли не имеет.
Кроме того, Россия участвует вместе с Болгарией еще в двух крупных энергетических проектах - строительстве трубопроводов "Южный поток" и "Бургас-Александруполис". Кредит Софии может помочь согласованию этих проектов, которое в последнее время тормозят болгарские чиновники (Сербия, кстати, тоже числится среди участников проекта "Южный поток").
Есть и еще одно отличие Сербии и Болгарии от соседей России по СНГ, которое выгодно отличает их в качестве получателей помощи. София и Белград деньги Москве, скорее всего, вернут. Рано или поздно. В отношении же "дружественных" республик кредиты Москвы представляются скорее грантами, чем кредитами.
Впрочем, тем странам Европы, с которых Москве поиметь ничего не удастся, денег в Минфине уже не обещают. К примеру, Исландии, которая в октябре 2008 года фактически пережила дефолт в результате полного крушения своей банковской системы. Когда стало известно, что Россия может выдать кредит Исландии, в Рейкьявике россиян сочли чуть ли не спасителями. Но Россия денег так и не дала, зато в ноябре 2008 года кредит Исландии одобрил МВФ. Гейзеры у них, что поделаешь.
Россия и сама с 2010 года вернется на внешние рынки заимствований после десятилетнего перерыва, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Только в 2010 году Россия планирует привлечь около 18 миллиардов долларов. В ближайшие три года объем внешних займов вырастет уже на 60 миллиардов долларов.
Уже известно, что Россия намерена взять в кредит у Всемирного банка до 4 миллиардов долларов, но только в том случае, если кредитор не будет выдвигать Москве дополнительные условия по кредиту. Остальную часть необходимых средств Москва намерена привлечь с помощью выпуска облигаций.
Кредит Всемирного банка, как и кредит МВФ, может стать для Москвы более дешевой альтернативой заимствованиям на рынке. Однако в сентябре премьер Путин уже заявил, что Москва не воспользуется кредитом МВФ в ближайшее время, хотя и имеет право на получение 8,84 миллиарда долларов.
Дело в том, что с МВФ неудобно иметь дело, потому что фонд предоставляет кредиты под довольно жесткие условия, требуя реформировать экономику в либеральном ключе: сокращать вес государства в экономике и социальные обязательства. Кроме того, кредиты МВФ выдаются странам, которые попали в чрезвычайно тяжелое экономическое положение, а посему тем, кто все же стоит на собственных ногах, растаскивать средства фонда как-то не к лицу.
Как в головах российских чиновников уживаются дыра в собственном бюджете и помощь другим странам за счет заемных средств, не очень-то понятно. Впрочем, чего не сделаешь для друзей в тяжелую минуту. Тяжелую для друзей, естественно.