В Германии в понедельник, 5 октября, начались переговоры между консерваторами из ХДС/ХСС и либералами из Свободной демократической партии (СвДП) по созданию коалиционного правительства. К этому времени эйфория по поводу создания "черно-желтой" коалиции, царившая после победы на выборах, заметно поутихла: консерваторы и либералы осознали, что им предстоят сложные и напряженные переговоры. Между партнерами существуют весьма серьезные противоречия, и пока никто уступать не собирается.
Переговоры будут проходить в представительстве земли Северный Рейн-Вестфалия в Берлине. В них принут участие 27 человек, по 9 от каждой партии. В их числе, от ХДС - Ангела Меркель, премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс, генеральный секретарь ХДС Рогнальд Пофалла, министр внутренних дел Вольфганг Шойбле и другие; От ХСС - председатель партии и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, а также один самых успешных и популярных министров предыдущего кабинета Карл-Теодор цу Гуттенберг; и от СвДП - лидер Либералов Гидо Вестервелле, его заместители Райнер Брюдерле и Херман Отто Зольмс и другие.
Команды переговорщиков весьма представительные. Кроме того, могут быть созданы дополнительно рабочие группы для детальной проработки тех или иных вопросов. Пока же неизвестна даже приблизительная численность будущего кабинета. В предыдущем правительстве большой коалиции (консерваторы и социал-демократы) было 14 министров, и при этом кабинет считался едва ли не самым малочисленным в истории. Как отмечает телеканал ARD, в сторону уменьшения двигаться уже нельзя: поэтому, скорее всего, новое правительство будет более многочисленным, тем более что амбиции переговорщиков высоки и будут требовать удовлетворения в виде министерских постов.
В любом случае, распределение министерских кресел - это уже заключительный этап переговоров. Вначале сторонам предстоит договориться о содержании будущей правительственной политики, а это самое трудное. Ангела Меркель заявила, что надеется сформировать кабинет еще до 9 ноября - юбилейной годовщины падения Берлинской стены. Однако либералы со своей стороны дали понять, что ставят содержательную часть переговоров гораздо выше временных рамок и, прежде всего, будут добиваться выполнения своих условий, а не гнаться за сроками.
На протяжении недели, предшествующей началу переговоров, либералы активно играли мускулами, давая понять, что они куда менее сговорчивы и куда более принципиальны, чем предыдущие партнеры Меркель по правительственной коалиции - социал-демократы. В целом, главная задача СвДП на данный момент - с наибольшей выгодой реализовать преимущество, полученное по итогам выборов в бундестаг: либералы показали лучший результат за всю историю, именно их рывок вперед отчасти компенсировал откат консерваторов и дал черно-желтой коалиции возможность состояться. Пользуясь случаем, СвДП намерена добиться от консерваторов максимальных уступок и выполнения как можно большего числа своих предвыборных требований.
Представители СвДП предупредили консерваторов, что будут требовать "изменения направлений" по целому ряду вопросов внутренней политики. Консерваторам посоветовали отказаться от "политических табу" в таких вопросах как возможное ослабление или отмена закона по защите от увольнений, упразднение минимальной заработной платы или ликвидация совсем недавно учрежденного централизованного фонда здравоохранения. Консерваторы дали понять, что не уступят давлению. Меркель заявила, что отмены минимальной заработной платы, пересмотра закона об увольнениях не будет. Словом, к переговорам стороны подошли в конструктивно-воинственном настроении.
Эксперты выделяют несколько узловых моментов, по которым сторонам придется искать компромисс. Первое - это понижение налогов и реформа системы налогообложения. В принципе, все стороны - и ХДС, и ХСС и СвДП - согласны в том, что налоги надо снижать. Но как только речь заходит о том, как это сделать, возникают противоречия.
Либералы предлагают радикально упростить систему налогообложения и ввести "трехступенчатый налог" - 10 процентов с доходов до 20 тысяч евро, 25 - с доходов до 50 тысяч и 35 процентов, начиная с 50 тысяч. Ангела Меркель ранее не раз высказывалась против, прежде всего, из-за растущего государственного долга. ХДС предлагает более умеренное решение понижение начальной ставки с 14 до 12 процентов, а верхнюю планку налогообложения поднять до 60 тысяч евро. ХСС со своей стороны настаивает на том, чтобы снижение подоходного налога было осуществлено как можно быстрее уже в течение 2011-2012 годов. ХДС между тем и выступает за постепенное снижение налогов.
К какому решению придут партнеры, сказать трудно. Налоговая реформа являлась ключевым требованием избирательной программы либералов и так просто они он нее не откажутся. Гидо Вестервелле заявил буквально: "Я не подпишу никакого коалиционного соглашения, пока не будет создано простой и справедливой системы налогообложения". Между тем, как сообщают Spiegel и Focus со ссылкой на попавшие в их распоряжение внутренние документы из Федерального ведомства канцлера, новому правительству придется до 2013 года найти 40 миллиардов евро для покрытия дефицита, а это плохо стыкуется с намерениями снизить налоги. Таким образом, может произойти обратное - налоги будут повышены, либо же правительство резко сократит расходную часть бюджета.
Либералы выступают за ослабление государственного регулирования рынка труда. Это выражается в требовании упразднения Федерального ведомства по вопросам труда в Нюрнберге (BA), которое осуществляет страхование на случай безработицы, занимается трудоустройством, финансированием переучивания и, в целом, является одним из столпов социальной рыночной экономики. Кроме того, СвДП требует ослабить действие закона по защите от увольнений, фактически вывести из-под его действия малые и средние предприятия, насчитывающие менее 20 работников, а в остальных случаях сделать его применение возможным только после двух лет работы на предприятии. Наконец, либералы настаивают на отмене минимальной заработной платы, введенной в ряде отраслей. Все это должно способствовать повышению деловой активности.
Консерваторы занимают куда более сдержанную позицию: в конце концов, ХДС/ХСС позиционируют себя как народные партии, и радикальные неолиберальные реформы рынка труда и социальной сферы для них являются неприемлемыми. По крайней мере, требования упразднения Федерального ведомства по вопросам труда консерваторы отклонили. Что касается послаблений в законе об увольнениях, то здесь единодушия нет. Представители так называемого "экономического крыла" в ХДС/ХСС согласны с тем, что закон нуждается в реформировании, со своей стороны "социальное крыло" выступает резко против. Кроме того, консерваторы намерены обеспечить тем, кто мало зарабатывает, минимальный уровень дохода за счет выплачиваемых государством надбавок.
Пожалуй, самый болезненный вопрос. В то время как перед лицом множащихся угроз со стороны террористов консерваторы намерены расширить полномочия спецслужб, либералы, напротив, требуют существенных послаблений уже существующих антитеррористических законов ради соблюдения прав человека. СвДП требует изменить закон о полугодовом сохранении провайдером данных об информационном обмене абонентов и выступает за ограничение онлайн слежки за компьютерами пользователей, попавших под подозрение правоохранительных органов. Они высказываются за введение в ФРГ банковской тайны, а также требуют предоставить представителям ряда профессий, как например врачам, священнослужителям, адвокатам и журналистам без ограничений право отказа от дачи свидетельских показаний.
Либералы выступают резко против использования бундесвера внутри страны, на чем настаивают ряд консерваторов, в том числе министр обороны Франц-Йозеф Юнг. Они также не раз заявляли, что намерены добиваться отмены обязательной воинской повинности. В целом, правовая риторика либералов очень плохо согласовывается с антитеррористическими инициативами консерваторов. Заместитель Ангелы Меркель на посту председателя ХДС, премьер-министр Гессена Роланд Кох (Roland Koch), который также участвует в коалиционных переговорах, прямо заявил, что никакой возможности для ослабления антитеррористических мер нет. "Одно из главных прав граждан это не быть жертвой теракта", - заключил он.
Либералы требуют упразднить созданный в 2009 году правительством большой коалиции централизованный фонд здравоохранения. В СвДП отмечают, что сами консерваторы этого не хотели и были вынуждены пойти на создание фонда под давлением партнеров по коалиции - социал-демократов. Ангела Меркель между тем уже дала понять, что не допустит каких-либо кардинальных изменений, хотя не исключила возможность единичных поправок.
В зависимости от хода переговоров по тем или иным обозначенным вопросам будет определен состав будущего правительства. Обычно в ФРГ младший партнер по коалиции получает пост вице-канцлера и министра иностранных дел, хотя это и не является обязательным. В частности, в случае с Гидо Вестервелле возможны отступления от правил. Ясно, что он в любом случае будет вице, но при этом многие немецкие политологи и журналисты отмечают, что наилучшим для лидера либералов был бы пост министра экономики или министра финансов. В конце концов, главный акцент в ходе предвыборной кампании СвДП делала именно на вопросы внутренней политики и налогообложения, а вот внешнеполитические взгляды Вестервелле достаточно размыты.
Идеальным вариантом для Гидо Вестревелле был бы пост "суперминистра", который объединил бы в своих руках пост министра экономики и финансов. Предположения о "суперминистерстве" для Вестервелле уже появились в немецкой прессе, однако вряд ли СвДП удастся настолько прогнуть консерваторов на переговорах, чтобы фактически получить от них карт-бланш на проведение либеральных реформ. Более того, по некоторым данным, баварская ХСС планирует министерство экономики для себя - его должен занять молодой и успешный политик (поп-звезда немецкой политики, как о нем говорят) Карл-Теодор цу Гуттенберг. А вот министерство экономики Ангела Меркель планирует оставить за ХДС и прочит на это место своего заместителя Роланда Коха.
О приоритетах политики правительства можно будет судить в зависимости от того, какой партии достанется то или иное министерское кресло. Говорить, как в итоге рассядутся ХДС, ХСС и СвДП в будущем кабинете, пока рано. Они только сели за стол переговоров.
Алексей Демьянов