Приватизация, о которой в последние месяцы говорили все российские чиновники, действительно состоится. Уже в 2010 году правительство намерено выручить от продажи госсобственности около 70 миллиардов рублей. Впрочем, приватизацию проведут в чисто российской манере: на продажу выставят только те активы, которые государству не нужны вообще. Все лакомые кусочки чиновники оставят себе. Похоже, слова о разгосударствлении экономики страны оказались всего лишь словами.
В сентябре 2009 года стало известно, что рабочая группа под руководством первого вице-премьера России Игоря Шувалова рассматривает возможность продажи государственных пакетов акций крупных компаний в 2010 году на сумму в 100 миллиардов рублей. О приватизации Шувалов впервые заявил за пределами России, поэтому его слова сочли сигналом иностранным инвесторам. Москва, мол, за либерализацию экономики. Вкладывайте ваши деньги в Россию и будет всем счастье, тем более, что в России сейчас деньги на участие в приватизации есть мало у кого.
Шувалов, расписывая перспективы, которые откроются в свежеприватизированной России для иностранцев, даже намекал на приватизацию "Роснефти" (практически святое для другого вице-премьера - Игоря Сечина). Впрочем, Шувалова вскоре урезонили другие чиновники, заявив, что "Роснефть" не приватизируют, а заработать на приватизации удастся десятки миллиардов рублей, но никак не сотни.
"Мы хотим активизировать процессы приватизации в 2010 году. Перед нами стоят две цели - это получение дополнительных доходов в федеральный бюджет и привлечение частных инвесторов, ожидая более эффективное управление", - сказала 6 октября министр экономического развития Эльвира Набиуллина после совещания у премьер-министра Владимира Путина, посвященного вопросам приватизации. Речь идет действительно разве что об активизации.
В последние годы приватизация в России совсем захирела. Если в 2003 году государство продало активов на 90 миллиардов рублей, а в 2004 году - на 66 миллиардов, то в 2008 году было приватизировано госимущества лишь на 7 миллиардов рублей. В 2009 году доходы бюджета от приватизации должны были составить 12 миллиардов рублей, а в 2010 году - вновь 7,1 миллиарда рублей.
Сейчас правительство работает над программой приватизации на 2010 год, которая будет вестись по рыночным ценам. Если удастся выполнить намеченное, то доходы от приватизации в 2010 году вырастут почти в 10 раз - до 70 миллиардов. Это, впрочем, по-прежнему очень мало, ведь дыра в бюджете на 2010 год измеряется не в миллиардах, а в триллионах рублей.
Точнее говоря, разница между доходами и расходами составит 2,9 триллиона рублей. Таким образом, за счет приватизации чиновники смогут компенсировать лишь 2-3 процента дефицита бюджета. Негусто. Впрочем, в 2010 году главными источниками компенсации дефицита бюджета все равно будут Резервный фонд и заимствования, поскольку далеко не факт, что государство успеет подготовить приватизацию огромных компаний в столь короткий период.
Начать правительство планирует с "малого". В 2010 году чиновники собираются продать 13,1 процента страховой компании "Росгосстрах" и до 20 процентов судоходной компании Совкомфлот, обладателя одного из крупнейших в мире танкерных флотов. Кроме того, к концу следующего года может быть объявлен конкурс на концессионное соглашение по управлению аэропортом "Шереметьево".
"Всего предполагается выставить на продажу более 450 пакетов акций в 2010 году, включая крупные пакеты", - сказала Набиуллина. По ее словам, к выставляемым на продажу объектам относятся инфраструктурные компании, аэропорты, порты, а также компания Росагролизинг, сдающая в лизинг сельхозтехнику.
"Будем осуществлять продажу, если рынок будет благоприятным и доходы будут, на которые мы рассчитываем", - цитирует слова Набиуллиной Reuters.
Госпакеты Сбербанка, ВТБ, РЖД, "Аэрофлота", "Роснефти" и "Газпром нефти" продавать в 2010 году не планируется. То есть, все те компании, за счет продажи которых правительство могло бы реально пополнить казну, пока останутся в госсобственности. К примеру, государство могло бы безболезненно продать 25 процентов акции "Роснефти", выручив 600 миллиардов рублей и сохранив при этом компанию.
"На 2011-2012 годы конкретный список не обсуждался", - сказала Набиуллина. Вот и вся приватизация. Денег толком на ней не заработаешь. Корпоративное управление российскими госкомпаниями тоже не улучшишь, ведь для этого надо отдать контроль над госкомпаниями инвесторам. Это же в головах у чиновников пока плохо умещается. Максимум, на что согласно государство, - поделиться со стратегическим инвестором дивидендами. При этом инвестору желательно инвестировать молча.
Очевидно, что чиновники не могут сразу организовать продажу крупных кусков госсобственности – на подготовку каждой такой сделки понадобится минимум год. Но есть и другая причина, по которой приватизация, скорее всего, будет отложена до лучших времен.
Чиновники не хотят отдавать компании частникам за суммы, которые могут оказаться гораздо меньше, чем в посткризисные времена. "Приватизация не может быть ни бесплатной, ни льготной, если федеральное имущество и должно продаваться, то оно должно продаваться только по реальным рыночным ценам, без всяких скидок", - сказал Путин на совещании во вторник, 6 октября. Министры согласно кивали премьеру.
Приватизацию 2010 года можно было бы считать подготовкой к потенциально куда более масштабной приватизации 2011 и 2012 годов, когда у страны не останется денег в резервных фондах. Однако правительство намерено пополнять госбюджет за счет займов на внешнем и внутреннем кредитных рынках.
В последние годы государство лишь наращивает долю в российской экономике. По подсчетам чиновников, к середине 2009 года его доля в российской экономике составила 45-50 процентов, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Министр финансов России Алексей Кудрин полагает, что доля государства в экономике может быть снижена с 50 до 40 процентов минимум за 5 лет. "Это самый короткий срок", - заявил министр. На приватизацию в Минфине, очевидно, не рассчитывают.