В свой столетний юбилей одна из самых знаменитых спецслужб мира - британская контрразведка МИ5 - преподнесла необычный сюрприз: на полки магазинов лег тысячестраничный том официальной истории ведомства, написанный профессором Кембриджского университета Кристофером Эндрю. Как было объявлено на презентации, впервые в мировой практике в распоряжении профессионального историка и сугубо гражданского человека оказался полный архив спецслужбы, насчитывающий более 400 тысяч дел.
Книга "Защита королевства" (The Defence of the Realm), над которой ученый работал почти семь лет, мгновенно стала бестселлером, пространные цитаты из нее разместили на своих страницах десятки газет и журналов. Эндрю признался, что работал "под контролем" и далеко не все материалы, с которыми ему удалось ознакомиться, можно было публиковать.
Замысел проекта родился в недрах самой МИ5 после нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года и начала "войны с террором" в мировом масштабе. Правительство Великобритании выступило тогда главным союзником администрации президента США Джорджа Буша, и МИ5, которая из охотника за шпионами превратилась в главное антитеррористическое ведомство Великобритании, предстояло сыграть в этой истории важную роль.
Уже тогда возглавлявший Службу безопасности (официальное название ведомства) сэр Стивен Лэндер (Stephen Lander) задумал несколько подправить окутанный множеством мифов и зловещих историй образ МИ5. Нужно было повысить доверие общества к спецслужбам и продемонстрировать, что все "темные страницы" их деятельности остались в прошлом.
Для этого ведомство пошло на беспрецедентный шаг - допустило ученого со стороны в свой архив с заданием описать исторический путь спецслужбы от 1909 года до наших дней. В феврале 2003 года Эндрю приступил к полной неожиданных открытий работе в архиве.
По собственному признанию ученого, который к тому времени написал уже более 12 книг по истории разведки и слыл крупнейшим в мире специалистом по МИ5, сюрпризов действительно было много. "Работая над документами, я то и дело думал: "Боже мой! Я же ничего не знал об этом!", - рассказал он на презентации книги.
Так, оказалось, что Гарольд Вильсон, бывший в 60-х и 70-х годах прошлого века премьер-министром Великобритании, не зря подозревал, что за ним следят спецслужбы. Несмотря на то, что Вильсон считался одним из самых выдающихся британских государственных и политических деятелей XX века, МИ5 в течение 30 лет вела на него досье: он был единственным премьером, удостоенным такой "чести".
Контрразведку беспокоили контакты Вильсона с идеологическими противниками: офицерами КГБ, другими "русскими", коммунистами и лидерами левых движений. "Хотя МИ-5, конечно, не прослушивала премьер-министра и никогда не вела в отношении него активных расследований, она, тем не менее, имела файл на него", - сообщил Эндрю.
В те же годы британские контрразведчики терпели провал за провалом в попытках "обуздать" резидентуру СССР в Великобритании. Полоса неудач, которую описал ученый, закончилась после принятия радикального решения - в 1971 году из страны были высланы более 100 советских дипломатов.
Еще один шумный провал МИ5 связан с деятельностью знаменитой "Кембриджской пятерки". Последнего ее участника Джона Кернкросса удалось разоблачить лишь в начале 1980-х годов, а ведь группа начала активную разведывательную деятельность на территории Великобритании еще до начала Второй мировой войны.
Вообще, судя по цитатам в британской прессе, неудачам МИ5 в книге уделено большое внимание. Оказалось, что бывший одно время министром технологий и министром почты и телекоммуникаций (кстати, в правительстве все того же Гарольда Вильсона) Джон Стоунхаус (John Stonehouse) сотрудничал с разведкой Чехословакии, член Палаты общин Боб Эдвардс (Bob Edwards), как и другой депутат, лейборист Уилл Оуэн (Will Owen), работали на КГБ СССР.
В большинстве случаев контрразведчики своевременно выходили на след шпионов, но подозрения не удавалось подтвердить документально, а без стопроцентных доказательств победить в судебном процессе МИ5 не могла. Закон есть закон. Пока советские шпионы ловко водили за нос британскую контрразведку, необходимость соблюдать права человека заставляла британское правосудие жертвовать эффективностью работы спецслужб.
Есть в книге и более веские свидетельства принципиальности британской контрразведки: когда премьер-министр Маргарет Тэтчер потребовала содействия МИ5 в борьбе с забастовочным движением профсоюзов, ей было отказано. Эта задача выходила за рамки компетенции спецслужбы, и даже "Железная леди" не смогла заставить сотрудников МИ5 преступить закон.
"Накладки" в отношениях контрразведчиков с лидерами страны в разное время происходили неоднократно. Например, согласно Эндрю, в преддверии подписания в 1938 году Мюнхенского соглашения, развязавшего руки Адольфу Гитлеру, МИ5 заранее предупреждала премьера Невилла Чемберлена об истинных намерениях неистового фюрера. В ход шли даже приемы эмоционального воздействия: Чемберлену регулярно докладывали, что Гитлер за глаза называл его "засранцем". Не помогло.
Вот так шаг за шагом, начиная с того момента, когда штат МИ5 состоял всего из двух человек, через сложности предвоенной ситуации и события Второй мировой войны, противостояние двух блоков во времена войны "холодной", через кризис разведки в 1980-х, распад СССР и всего социалистического лагеря, рост террористических угроз в начале XXI века провел читателя по истории британской контрразведки профессор Кристофер Эндрю.
Книга уже сейчас хорошо раскупается и наверняка будет не единожды переиздана. Свидетельства из закрытого архива спецслужб нечасто попадают в руки обычных граждан - это и уникальные фотографии, в том числе и снятые службами наружного наблюдения, шифровки, тексты донесений и снимки вещественных доказательств, а также множество "лихо закрученных" сюжетов, которыми богата история любой разведки.
Однако сомнения как в исторической ценности этой книги, так и в ее научной объективности некоторые британские ученые высказывали еще тогда, когда Эндрю только приступал к работе в архивах.
Свой человек
Признавая Кристофера Эндрю высоким профессионалом в области истории разведки, обозреватель The Guardian Ричард Нортон-Тейлор (Richard Norton-Taylor) увидел основную проблему в том, что научному сообществу неизвестно, к какой информации Эндрю не допустили и какие сведения он вынужден был скрыть даже после знакомства с архивами.
Громкие сюжеты, вроде дела Вильсона, безусловно важны и привлекут внимание читателей, полагает Нортон-Тейлор. Однако насколько полно освещена роль в этих событиях спецслужб, и в частности МИ5, неясно. Кроме того, существует множество "темных пятен" в истории британской контрразведки, которые книга Эндрю никак не затронула, подчеркнул журналист.
Профессор Брунельского университета Энтони Глиз ( Anthony Glees) еще в феврале 2003 года заявил, что допуск в секретного архивы лишь одного человека противоречит не только основным принципам свободного общества, но и делает невозможной научную дискуссию. "Я не думаю, - сказал Глиз, - что правительство должно само писать свою историю".
Глиз таким образом намекнул, что Кристофера Эндрю лишь с большой натяжкой можно назвать независимым историком. О его связях со спецслужбами, и в частности с МИ5, известно уже очень давно, и никакого секрета в этом нет.
Именно Эндрю был допущен к архивным материалам, вывезенным советским перебежчиком Василием Митрохиным. За время своей 30-летней службы в архивном отделе внешней разведки КГБ СССР Митрохин собрал коллекцию из копий 300 тысяч секретных документов, которые и были вывезены в Великобританию. По материалам архива Митрохина Эндрю написал три книги.
В соавторстве с самым важным агентом не только британских спецслужб, но и всего западного разведывательного сообщества, бывшим полковником КГБ СССР Олегом Гордиевским Эндрю написал еще три книги. Доступ к сведениям высочайшего уровня секретности, да и к самим перебежчикам, он получил через МИ5.
Эти, а также многие другие факты позволили некоторым профессиональным историкам усомниться в беспристрастности исследователя и объективности его выводов, которые, к тому же, невозможно проверить. Во время работы над книгой в прессе неоднократно звучали обвинения профессора Эндрю в создании "придворной истории" спецслужб, а следовательно - в научной необъективности.
Сам профессор в ответ на эти обвинения заявлял, что дорожит своей научной репутацией и делает все возможное в условиях неизбежной цензуры, чтобы оставаться объективным. "В конце концов, - заявил он в одном из интервью, - архивы МИ5 будут открыты и историки смогут оценить мою работу". Что ж, осталось только подождать.
Исследователя работы спецслужб подстерегают и другие неприятные сюрпризы. В интервью BBC News бывшая глава МИ5 Стелла Римингтон (Stella Rimington) признала, что в архиве подчиненной ей службы регулярно проводились чистки. "Мы пересматривали материалы,собранные нашими предшественниками, и уничтожали некоторые из них", - заявила она.
Пока рано судить, насколько удачным для улучшения имиджа британской контрразведки стало издание книги "Защита королевства". Главное - положить начало. Как сообщила газета The Guardian, другой историк, профессор Кейт Джефри (Keith Jeffrey), работает сейчас над книгой о еще одной британской спецслужбе - внешней разведке МИ6.
Книга должна выйти до конца 2009 года - ведь МИ5 и МИ6 некогда были единым целым, а значит, и юбилейный год у них совпадает. Внешняя разведка окружена еще большим ореолом секретности - до 1994 года само ее существование было тайной и не подтверждалось официальными лицами Великобритании.
Видимо, этим объясняются и более скромные задачи, которые заказчик поставил перед автором: повествование должно ограничиться только первыми сорока годами деятельности МИ6. Открытость - открытостью, но дальше 1949 года освещать историю МИ6 нельзя даже фрагментарно. Разведка есть разведка.
Влад Гордеев