10 октября в Цюрихе произошло событие, которое некоторые уже объявили историческим. Представители Армении и Турции подписали протоколы о развитии отношений. В случае, если документы вступят в силу (то есть если их утвердят парламенты обеих стран), Армения может рассчитывать на открытие границы с Турцией (которая была закрыта в начале 1990-х годов по инициативе Анкары) и связанные с этим экономические преимущества. За это, правда, Еревану придется дорого заплатить. Возможно, даже слишком дорого.
За попытки сблизиться с Анкарой руководство Армении уже расплачивается собственной репутацией. В Ереване противники протоколов сжигают портреты президента Сержа Саргсяна и требуют его отставки. Параллельно ухудшаются отношения властей республики с армянской диаспорой за рубежом, многие представители которой выступили против подписания протоколов. Процесс международного признания геноцида армян оказался под вопросом, а вмешательство Турции в карабахский конфликт (ставшее возможным благодаря соглашениям Анкары и Еревана) создает дополнительный источник беспокойства для Степанакерта.
Власти Армении уверяют, что риски не так уж велики и плюсов от примирения с Турцией будет больше, чем минусов. Верится в это с трудом, учитывая, что никаких благ от сделки Армения пока не получила, а ущерб уже налицо. Власти Турции, со своей стороны, также сталкиваются с определенной критикой внутри страны: противники протоколов заявляют, что позиция, занятая властями в отношении Армении, недостаточно категорична, а солидарность Анкары с дружественным Баку выражена недостаточно отчетливо. Часть критиков, правда, готова согласиться на открытие границы, если карабахский конфликт будет урегулирован: и это требование руководство Турции обещает учесть.
Полгода назад, когда МИДы двух стран объявили о готовности развивать отношения, в Армении уже звучали опасения, что цена сближения с Турцией может оказаться недопустимо высокой. Того же опасались в Нагорном Карабахе и армянской диаспоре за рубежом. В обмен на открытие границы Анкара, как считалось, может потребовать от Еревана отказа от обвинений в геноциде (массовом истреблении армян в начале XX века), а также серьезных уступок в отношении карабахского конфликта. Позиция Турции и в том, и в другом вопросе (Анкара отвергает обвинения в геноциде и требует вернуть Карабах под юрисдикцию дружественного ей Азербайджана) секретом не является.
Скептики предупреждали, что процесс сближения с Турцией, который, исходя из собственных интересов, пытаются ускорить третьи страны (в частности, США), может выйти из-под контроля Армении. И тогда власти страны, столкнувшись с международным давлением, будут вынуждены принимать решения, невыгодные как Армении, так и Карабаху. "Наша тактика должна быть очень осторожной, потому что мы вошли в такой процесс, когда ситуация начинает сама диктовать нам условия", - отмечал депутат от ныне оппозиционной партии "Дашнакцутюн" Армен Рустамян. Власти Армении в ответ на это заявляли, что контролируют ситуацию и во вред национальным интересам поступать не собираются.
Опасения между тем подтверждаются. В протокол об установлении дипломатических отношений, подписанный в Цюрихе, вошли пункты, которые позволят Турции требовать уступок и по теме геноцида, и в отношении Карабаха. Напрямую ни то, ни другое в документе не упоминается, однако там, в частности, говорится, что стороны "подтверждают свои двусторонние и многосторонние обязательства уважать принципы суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела других государств".
На основании этого от Армении, к примеру, могут потребовать не вмешиваться в карабахский конфликт, поскольку он является "внутренним делом" Азербайджана. Кстати, Армения так до сих пор и не признала официально независимость Карабаха. Причины для этого были: в Ереване не хотели обострять отношений с Азербайджаном и провоцировать новый военный конфликт. Но теперь сделать это будет еще сложнее. Признав Карабах, Армения пойдет на прямой конфликт с Турцией: в Анкаре, несомненно, расценят это как покушение на территориальную целостность Азербайджана, прямое нарушение подписанных в Цюрихе протоколов и основание для того, чтобы принять ответные меры (прежде всего, вновь закрыть границу, если к тому времени ее все-таки откроют).
Официальный Ереван, отбиваясь от критиков, неизменно повторяет, что отношения с Турцией карабахского вопроса "не касаются и не могут касаться". Вот только в Анкаре считают иначе. За последние месяцы власти Турции не раз четко заявляли: граница с Арменией может быть открыта только после того, как армянские войска уйдут с "оккупированной территории Азербайджана" (так в Баку и Анкаре говорят о Нагорном Карабахе). Спикер турецкого парламента Мехмет Али Шахин, посетивший недавно Азербайджан, высказался еще более конкретно: до тех пор, пока карабахский конфликт не будет решен, армяно-турецкие протоколы о сотрудничестве через парламент не пройдут.
На этом фоне странным кажется оптимизм представителей руководства Армении, которые рассуждают о "светлом будущем" (выражение Сержа Саргсяна) и подсчитывают выгоду от открытия границы. Президент Армении в ближайшие дни (14 октября) собирается в Турцию на футбольный матч: ранее он обещал, что поездка состоится только в том случае, если граница уже будет открыта или если "мы будем на пороге этого". Если он не собирается ради Турции отдавать Азербайджану Карабах (крайне сложно представить, чтобы Серж Саргсян, уроженец Степанакерта и ветеран карабахской войны, на это пошел), тогда на что он рассчитывает? Потянуть время, выжидая пока ситуация изменится к лучшему?
Но время в сложившейся ситуации работает не на Армению. Ей придется выдерживать давление со стороны третьих сил, вовлеченных в процесс армяно-турецкого примирения. А в условиях внутриполитического кризиса (в который может вылиться протест оппозиции против подписания протоколов) противостоять их попыткам навязать какое-то решение по Карабаху будет сложнее.
Столкнувшись с волной протеста, поднимающейся в Ереване, власти Армении попытались найти союзников в диаспоре. В начале октября Серж Саргсян отправился в зарубежное турне, чтобы встретиться с армянами за рубежом и обсудить ситуацию с ними. В итоге, однако, он стал свидетелем массовых акций протеста – даже более масштабных, чем в самой Армении.
Возмущение в диаспоре вызвали, прежде всего, уступки официального Еревана по вопросу о признании геноцида. Как и в случае с Карабахом, напрямую эта тема в протоколах не упоминается. Однако там говорится о создании некоей подкомиссии, которая будет "заниматься исторической плоскостью: налаживанием диалога, направленного на восстановление взаимного доверия между двумя народами, в том числе для уточнения проблем путем беспристрастного научного исследования исторических документов и архивов и формирования предложений – с участием армянских, турецких и международных экспертов".
Надо отдать должное составителям протоколов, тумана они напустили достаточно. Однако очевидно, что обойти вниманием вопрос о геноциде историки никак не смогут. Более того, этот вопрос почти неизбежно станет центральным в работе этой структуры.
Противники подобной комиссии считают, что, уже согласившись на ее создание, Армения ставит под сомнение факт геноцида и понижает планку требований к Турции. А это, в свою очередь, подрывает усилия Еревана, направленные на то, чтобы добиться официального признания факта геноцида со стороны международного сообщества. К чему теперь другим странам поддерживать претензии Армении в этом вопросе (и платить за это ухудшением отношений с Турцией), если эти претензии, оказывается, еще только обсуждаются? "Вне зависимости от ратификации протоколов, Турция получит то, что желает, - констатирует бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. – С момента подписания они дадут ей возможность заявить миру, что армяне готовы вовлечься в диалог о двустороннем изучении геноцида, следовательно, третьей стороне признавать и осуждать геноцид нет необходимости".
Часть диаспоры сближение с Турцией поддержала. Со специальным заявлением в поддержку дипломатических усилий Еревана, к примеру, выступила группа деятелей культуры, политиков и предпринимателей, включая французского шансонье (ныне посла Армении в Швейцарии) Шарля Азнавура и российского актера Армена Джигарханяна.
Однако факт остается фактом. Против подписания протоколов выступили десятки тысяч армян: в США, Франции, Ливане, России и других странах. В Париже Сержа Саргсяна встретили около тысячи протестующих, которые скандировали: "Нет!" Массовые митинги прошли в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе: представители диаспоры вышли на улицы с плакатами: "Армяне требуют справедливости!", "Нет – протоколам!" и "Нет – предательству!".
Одна из наиболее массовых акций прошла в столице Ливана. Уже в аэропорту, как сообщала армянская газета "Айкакан жаманак" ("Армянское время"), ссылаясь на источники в Бейруте, противники протоколов забросали автомобиль Саргсяна камнями и мобильными телефонами. Позднее тысячи протестующих собрались у гостиницы, где находился президент, и попытались прорвать полицейское оцепление. В результате произошли столкновения, в которых, как сообщалось, пострадали и митингующие, и сотрудники полиции.
Против подписания протоколов выступил и Армянский центр сотрудничества Грузии (пообещав вместе с другими организациями диаспоры пикетировать посольство Армении, если соглашения будут подписаны). Отказаться от сделки с Турцией на нынешних условиях призвали и некоторые армянские организации России. С открытым письмом к Саргсяну обратился Армянский национальный комитет Кипра. "В случае подписания протоколов вы поставите под угрозу весь армянский народ, а пути назад уже не будет", - говорилось в письме.
Остановить подписание протоколов диаспора не смогла. Президент Армении, вернувшись из турне, выступил со специальным обращением к народу, из которого следовало, что серьезных препятствий для сближения с Турцией он не видит и по-прежнему уверен в своей правоте. Саргсян призвал соотечественников проявить солидарность и выразил уверенность, что "несмотря на любые скандирования, армянский народ един в своих целях".
В самой Армении между тем в адрес руководства страны все чаще звучат обвинения в предательстве и требования отставки. Лидер партии "Дашинк" ("Альянс"), бывший министр обороны Карабаха Самвел Бабаян, комментируя возможность уступок в карабахском вопросе в угоду Турции, пообещал, что встанет в ряды тех, кто требует смены власти, если возникнет угроза сдачи территорий. "Турции мы уже дали земли, так давайте и Азербайджану отдадим, и все вместе пойдем в рабство. Мы все отдали, остается только народ подарить", — возмутился Бабаян.
"Сам факт создания исторической комиссии – это уже предательство по отношению к собственному народу, к памяти предков", - вторит лидер Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян. По ее мнению, после такого президенту Армении уже не позволят остаться у власти. А если парламент, где большинство имеет правящая коалиция, утвердит протоколы, то ему, как заявил лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян, также придется столкнуться с перспективой досрочных выборов.
Все это выходит за пределы безобидной риторики оппозиции. В Армении обвинения в попытке "сдать Карабах" или "продаться Турции" вполне могут стоить президенту его кресла. В похожей ситуации пришлось уйти в отставку первому президенту страны Левону Тер-Петросяну.
Нынешнему руководству страны еще повезло, что обвинения в его адрес не поддержали власти Карабаха. Потому что если бы это произошло, то отставка президента Армении стала бы неизбежной. Что же касается протестов оппозиции, то здесь ситуация для Сержа Саргсяна пока складывается не так уж и плохо: на руку властям играет раскол среди оппозиционных сил. Прежде всего, наличие большого количества партий в стране само по себе осложняет возможности договориться и выступить единым фронтом.
А теперь оппозиция еще и поляризуется. В роли одного полюса выступает бывший президент Левон Тер-Петросян, создавший вокруг себя альянс АНК (Армянский национальный конгресс). На роль другого может претендовать одна из старейших армянских партий "Дашнакцутюн" (которая недавно вышла из правящей коалиции, а теперь вместе с рядом других партий устраивает акции протеста против подписания протоколов). Оба лагеря (Тер-Петросян со своими сторонниками и "Дашнакцутюн") являются давними политическими противниками, и взаимная конкуренция, безусловно, уменьшает их потенциал.
Комментируя ситуацию, директор Института Кавказа Александр Искандарян высказал мнение, что для того, чтобы действительно повлиять на происходящее, противникам армяно-турецких протоколов нужны гораздо более масштабные мероприятия, чем те, что имели место до сих пор. Например, 200-тысячные митинги. Пока же ни одна из политических сил, выступивших против сделки с Турцией, собрать столько людей не смогла.
Не слишком утешительный прогноз того, чем обернется для Армении подписание протоколов, за несколько дней до встречи в Цюрихе дал политолог, бывший посол Армении в Канаде Ара Папян. "Это сильно повысит внутреннюю напряженность в Армении, - полагает он, - вобьет клин между Арменией и диаспорой, в политической борьбе выйдут на арену экстремистские группы". Что касается Турции, то она, по мнению политолога, постарается максимально затянуть процесс ратификации. "Подобная возможность предусмотрена в документах, поскольку не указано какого-либо срока ратификации. За этот промежуток времени Турция извлечет до последней капли выгоду от подписанных протоколов", - добавил он. Что ж, вполне возможно. До сих пор, по крайней мере, все складывалось в ее пользу.
Большинство рисков, с которыми связано подписание протоколов между Арменией и Турцией, пока носят только гипотетический характер. Можно сказать, что армянская диаспора и оппозиция уже выполнили свою задачу, позаботившись о том, чтобы эти риски не остались незамеченными. Власти Армении перед подписанием протоколов взяли на себя вполне определенные обязательства, касающиеся как Карабаха, так и геноцида. Правда, и руководство Турции также связало себя обязательствами (в частности, увязкой вопросов границы и карабахского конфликта). Теперь осталось только ждать, чтобы увидеть, как они смогут эти обещания выполнить.