Россия
20:14, 14 октября 2009

Рак на горе свистнул Российский парламент вновь стал местом для дискуссий

Анна Вражина

В среду, 14 октября, Государственная Дума собралась на свое первое после осенних региональных выборов заседание. Оно началось с того, что вице-спикер Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, объявил, что его фракция покидает зал заседаний в знак протеста против фальсификации итогов голосования. Примеру либерал-демократов последовали две другие оппозиционные фракции - "Справедливая Россия" и КПРФ. Возвращаться в зал, где остались только единоросы, они наотрез отказываются. Давненько мы такого не видали.

У думской оппозиции (странное какое словосочетание - думская оппозиция...) два требования. Первое - пересчет голосов во всех регионах, где в воскресенье, 11 октября, проходили выборы в местные законодательные собрания, в том числе в Москве, где выбирали городскую думу. И либерал-демократы, и эсеры, и коммунисты в один голос говорят о множестве грубейших нарушений, некоторые горячие головы обвиняют "Единую Россию", пережавшую с административным ресурсом, в "покушении на подрыв конституционного строя". Коммунисты настаивают даже не на пересчете, а на повторных выборах, и требуют отстранить глав соответствующих регионов (Москвы, Тульской области и республики Марий Эл) от должности хотя бы на период этих выборов. Вице-спикер от КПРФ Иван Мельников предложил, кроме того, создать парламентскую комиссию по расследованию нарушений и выразил готовность ее возглавить.

Второе требование недовольных - чтобы в ситуацию вмешался президент Дмитрий Медведев. Представители оппозиционных фракций намерены добиваться, чтобы их приняли в Кремле. Видимо, рассчитывают на пресловутую "оттепель". Забавно, что до сих пор ни разу не прозвучало имя Владимира Путина - не только премьера, но и лидера "Единой России". Той самой, про которую уже говорят, что она "покушается на подрыв конституционного строя".

Уже звучат предположения, что уход ЛДПР, "Справедливой России" и КПРФ инспирирован Кремлем в рамках борьбы за влияние с Путиным и его "Единой Россией". Медведев на происходящее пока никак не отреагировал.

С чисто юридической точки зрения, демарш думской оппозиции - пшик. "Единая Россия", имея в своей фракции 315 депутатов, без посторонней помощи обеспечивает в Думе кворум и может принимать любые решения. После получасового перерыва она этим и занялась: несколько законопроектов приняла, несколько - отклонила, потом начала правительственный час, в рамках которого перед депутатами выступил министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Но важен прецедент. Россияне (все, и единоросы в первую очередь) давно уже отвыкли от того, что депутаты от какой бы то ни было фракции способны на столь активное несогласие с чем бы то ни было.

Депутат от "Справедливой России" Антон Беляков уже сообщил журналистам, что оппозиционеры вообще-то не собираются отказываться от участия в работе Думы. Они готовы собираться в Малом зале здания на Охотном ряду и, в частности, голосовать. То есть весь демарш сводится к тому, что они не хотят находиться в одном помещении с единоросами. Это, конечно, несколько смазывает общее впечатление, но символическое значение демарша от этого никуда не девается. Тот же Беляков называет его "серьезным сигналом власти". Ну любят у нас посылать сигналы - и президент, и премьер, и депутаты.

Один из руководителей "Единой России", спикер Госдумы Борис Грызлов (заседание 14 октября вел не он, а вице-спикер Олег Морозов, тоже единорос), заявил, что возмущен действиями оппозиции, которые он охарактеризовал как "саботаж" и "популистскую акцию, лишенную смысла". Кроме того, Грызлов заявил, что на выборах 11 октября оппозиционные кандидаты "не брезговали грязными технологиями, и сегодняшний демарш трех фракций поставил жирную точку в их избирательной кампании".

Секретарь генерального совета "Единой России" Вячеслав Володин, со своей стороны, обвинил оппозицию в том, что она "не дорожит доверием избирателей", раз ее представители так легко покинули зал заседаний. Ну ничего себе "легко" - они же лет десять набирались решимости!

Еще одно заинтересованное лицо, глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, как и Володин, отказался видеть в этой истории какую-либо подоплеку, кроме политической. Единоросы и чиновники пока дружно игнорируют все обвинения в нарушениях на выборах.

Казалось бы, при чем тут Лужков

Надо отметить, что раньше нарушения любого масштаба на любых выборах к подобным протестам со стороны депутатов Госдумы не приводили. Учитывая особенности отечественной политической системы, трудно поверить, что у оппозиции просто переполнилась чаша терпения. Но что же еще могло заставить ее устроить такой скандал из-за выборов всего-то в три региональных парламента? Думается, главным образом тот факт, что один из этих парламентов - Московская городская дума. Положа руку на сердце - ведь не стали бы депутаты так шуметь из-за Тульской области или Марий Эл!

А в Москве ситуация сложилась замысловатая. Городские политики и наблюдатели наперебой прочат скорую отставку мэра столицы Юрия Лужкова, который не принадлежит ни к одному из правящих кланов, а имеет свой собственный клан. Не будучи ни "путинским", ни "медведевским", а оставаясь самим по себе и политически, и экономически, и стилистически, Лужков сидит в мэрском кресле уже при третьем президенте. И вот наконец его начали спроваживать. Такой волны критики не обрушивалось на мэра Москвы с достопамятной кампании по выборам в Думу в 1998-99 годах. Кроме того, сразу несколько московских чиновников стали фигурантами громких коррупционных дел.

Лужков, несмотря на столь неблагоприятные условия, обеспечил разгромную победу "Единой России" на выборах в Мосгордуму, снова показав всем, что он остается хозяином положения в Москве. Но теперь выходит, что это может обернуться против него: ведь если Кремль хоть в малейшей степени поддержит претензии думской оппозиции, за нарушения на выборах будет отвечать в том числе и столичный мэр. ЛДПР, например, уже сейчас прямым текстом требует отставки глав регионов, где 11 октября проходили выборы. То есть в первую очередь - Лужкова.

Еще накануне оппозиционного демарша в Думе коммунист Владимир Улас, присутствовавший на заседании столичного правительства, пытался вызвать Лужкова на разговор о нарушениях на выборах, но мэр от дискуссии уклонился.

В общем, если верно, что все это затеяно ради компрометации и последующего снятия Лужкова, то ему есть чем гордиться: едва ли ради какого-нибудь другого губернатора понадобилось бы ставить на уши всю Государственную Думу.

< Назад в рубрику