"Нафтогаз Украины" официально попросил "Газпром" пересмотреть газовые контракты на 2009 год. Переговоры между компаниями, как выяснилось, длятся уже около двух месяцев, однако никакого прогресса стороны не достигли. Киев уже заявил, что не готов гарантировать транзит газа в Европу в 2010 году, если контракты не будут пересмотрены. "Газпром", в свою очередь, утверждает, что не будет снижать объемы поставок газа на Украину в следующем году. Последние заявления, которыми обмениваются Москва и Киев, свидетельствуют о том, что газовый вопрос станет одной из основных забот нового президента Украины.
Киев в Москве не слышат. По политическим, очевидно, причинам.
Советник президента Украины по энергетической политике Богдан Соколовский утверждает, что "Нафтогаз" уже отослал в Москву "очень конкретные предложения относительно объемов, относительно фиксации транзитного объема по другому контракту, формирования цен, то есть транзитной ставки и цены на газ".
Ответа от "Газпрома" украинские газовики пока не дождались.
"Он (ответ - Лента.ру) может быть только тогда, когда на политическом уровне из Москвы будет дана отмашка "Газпрому", - предположил Соколовский.
Представитель президента Украины, который ранее пугал всех новым газовым кризисом, теперь, как и премьер-министр страны Юлия Тимошенко, считает, что повторения январского газового кризиса, когда Москва и Киев хорошенько проморозили страны ЕС, удастся избежать. Никаких рисков для Европы по транзиту природного газа ближайшей зимой со стороны Украины нет, заявил он. Однако риски никуда не исчезли. "Если такая ситуация, такой статус-кво контрактов и в дальнейшем будет сохраняться, то уже на следующий сезон 2010-2011 годов никто не отважится гарантировать, что будет так, как в этом сезоне", - подчеркнул представитель президента. Слова Соколовского, пожалуй, звучат даже слишком оптимистично.
В газовых контрактах, подписанных Россией и Украиной в январе 2009 года, предусмотрено право каждой из сторон начать пересмотр отдельных их положений, в частности, цен и объемов поставок или транзита. Требование должно быть подано в письменной форме, после чего стороны обязуются в 20-дневный срок вступить в переговоры, на которые отводится еще до трех месяцев. В случае, если стороны намерены изменить объемы поставок газа, такое предложение должно быть подано до 1 июля года, предшествующего году поставок.
Если верить Соколовскому, то "Нафтогаз" связался с "Газпромом" не раньше августа 2009 года, что позволяет российскому концерну отказать Киеву в пересмотре контрактов. Впрочем, стороны уже давно работают как придется, фактически не следуя оговоренным в контрактах условиям.
Пока Россия и Украина не договорились ни о ставке по транзиту газа в 2010 году, ни по объемам поставок "Нафтогазу". Тимошенко настаивает на том, что ставку по транзиту газа в 2010 году необходимо повысить на 50-80 процентов (сейчас - 1,7 доллара за транспортировку тысячи кубометров газа на каждые сто километров), хотя ранее называла цифру в 60-70 процентов. В "Газпроме" полагают, что повышать ставку надо максимум на 58 процентов.
Россия пока явно не намерена сдавать позиции и не поленилась продемонстрировать это украинскому премьеру. В сентябре президент Дмитрий Медведев на встрече с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером заявил, что необходимо придерживаться прописанных в контракте с Киевом условий по оплате транзита газа. Это означает, что президент России отказался оплачивать транзит через Украину в 2010 году авансом.
"Нафтогаз", видимо, просил "Газпром" сделать предоплату, чтобы получить живые деньги, как это уже было сделано в 2009 году. Сейчас компания пытается реструктурировать долги, и ей необходимы любые средства. Однако из-за того, что сторонам так и не удалось согласовать ставку транзита на 2009 год, в Москве решили, что аванса за транзит Киев не получит.
Еще хуже ситуация обстоит с переговорами по тем объемам газа, которые "Нафтогаз" закупает у "Газпрома".
Как известно, Украина, экономика которой значительно просела из-за кризиса, намерена в 2010 году резко сократить импорт российского газа. По двусторонним контрактам, подписанным в январе 2009 года, "Нафтогаз" в текущем году обязан был купить 40 миллиардов кубометров газа, а в 2010 году, когда вырастут и цены на российский газ, объем обязательного импорта для Киева вырастет до 52 миллиардов.
Украина, которая может недобирать лишь 20 процентов от оговоренных в контрактах объемов топлива, уже заявила, что в 2009 году приобретет не более 33 миллиардов кубометров российского газа, а в 2010 году, по словам премьер-министра Юлии Тимошенко, Киев и вовсе намерен снизить импорт до 25-27 миллиардов кубометров. Руководство "Газпрома", напротив, требует от Украины выполнения договоренностей.
"Украина пускай выполняет контрактные обязательства. Вот что написано в контракте - так и будет", - заявил Миллер на газовом саммите в Буэнос-Айресе в октябре. Ему тут же ответила Тимошенко, которая, правда, обратилась не к Миллеру, а к украинцам, попросив потенциальных избирателей не реагировать "ни на какие агрессивные заявления".
Между тем, в январе-сентябре "Нафтогаз" импортировал лишь около 17 миллиардов кубометров, и для выполнения обязательств по контракту ему необходимо до конца года закупить еще как минимум 14 миллиардов кубометров почти на 3 миллиарда долларов. Однако, как сообщает "Интерфакс", "Нафтогаз" намерен в четвертом квартале купить лишь 7-8 миллиарда кубометров газа. Таким образом, не исключено, что Украина импортирует в 2009 году лишь 24 миллиарда кубометров.
Недобор газа, как известно, позволяет "Газпрому" наложить на "Нафтогаз" штрафные санкции.
Разногласия по поводу падения украинского импорта ниже уровня, предусмотренного двусторонними контрактами, возникли уже через несколько месяцев после подписания двусторонних соглашений. Президент Украины Виктор Ющенко изначально критиковал договор, заявляя, что недобор газа чреват многомиллионными штрафами для "Нафтогаза". Тимошенко убеждала сограждан в том, что никакие штрафы украинской компании не грозят.
По оценке Соколовского, который ссылается на расчеты украинских и российских специалистов, штрафные санкции, которые могут быть применены к "Нафтогазу" только по итогам девяти месяцев 2009 года, составляют около 6 миллиардов долларов.
12 октября вице-спикер Госдумы, президент Российского газового общества Валерий Язев вновь напомнил всем, что "Газпром" может предъявить санкции "Нафтогазу" за недобор газа. "Мне неприятно, что вокруг газовой программы продолжаются политические нагнетания, которые не имеют под собой абсолютно никаких оснований", - парировала ему Тимошенко.
Премьер-министр Украины на 100 процентов уверена, что Россия не будет применять санкций к "Нафтогазу". "Есть твердая договоренность с премьер-министром России, и в конце года мы договорились, когда будем оформлять годовые акты, мы все подпишем так, чтобы оно было документально подтверждено", - заявила 13 октября Тимошенко, отвечая на вопрос о том, когда могут быть подписаны документы об отказе от санкций за закачку газа в неполном объеме.
Сам "Нафтогаз", однако, уже давно просит Москву зафиксировать на бумаге мартовскую договоренность премьер-министров России и Украины Владимира Путина и Юлии Тимошенко о том, что российская сторона не будет взимать с украинского концерна штрафы за недобор газа. Сделано это до сих пор не было, и это позволяет всем участникам переговоров спекулировать по поводу тайных мотивов Москвы, которая не спешит заключать подобные соглашения. К примеру, идут разговоры о том, что Россия намерена потребовать в обмен на списание штрафа долю в газотранспортной системе Украины. Есть и другие предметы для торга с новым президентом Украины. К примеру, Черноморский флот.
Российский концерн в случае чего может попросту обанкротить "Нафтогаз", который и так работает на последнем издыхании. Этот сценарий, впрочем, выглядит фантастическим, ведь последствия банкротства газового монополиста Украины сложно предсказать, а "Газпрому" все же важно обеспечить транзит в ЕС. А вот давить на Киев этим "психологическим" оружием Москва может столько, сколько ей это заблагорассудится.
Премьер Украины еще в сентябре обещала, что приближающийся Новый год пройдет без газовых споров с Россией. "Впервые Украина и Россия отпразднуют Новый год абсолютно спокойно, каждый у себя дома, а не в аэропорту и не в Москве в "Газпроме", - заявила Тимошенко. Возможно, она права и Новый год действительно пройдет без эксцессов. Но не все в этой истории зависит от Тимошенко, и какая в сущности разница - начнется ли газовая война 31 декабря 2009 года, или ее приурочат к украинским выборам в январе 2010 года.