Конфликт российской нефтяной компании "Татнефть" с украинскими властями по поводу Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, тянущийся уже больше полутора лет, 14 октября снова привлек внимание СМИ. В "Татнефти" заявили, что намерены увеличить до пяти миллиардов долларов сумму своего судебного иска к Украине, а также рассматривают возможность предъявления финансовых претензий к компаниям, поставляющим нефть на завод, принадлежащий "Укртатнафте".
Конфликт Украины и "Татнефти" по поводу крупнейшего на Украине нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Кременчуге начался еще в 2007 году и до сих пор не завершился, успев "обрасти" по дороге судебными исками и денежными претензиями. Причиной конфликта стал незаконный, по мнению российской компании, захват Кременчугского НПЗ и нарушение прав "Татнефти" как акционера управляющей компании НПЗ.
"Татнефть", на треть принадлежащая правительству Татарстана, является совладельцем "Укртатнафты", совместного предприятия, созданного в 1994 году на базе НПЗ в Кременчуге. До начала конфликта российской компании напрямую принадлежали 8,6 процента акций "Укртатнафты", а еще 28,8 процента акций находилось у нее в доверительном управлении. Кроме того, по некоторым данным, "Татнефть" фактически контролировала украинскую компанию, поскольку еще две принадлежащие ей фирмы - американская Seagate International и швейцарская AmRUZ - владели 18,3 процента акций "Укртатнафты". "Нафтогаз Украины" управлял 43 процента акций "Укртатнафты".
Однако весной 2007 года компания "Укрнафтогаз", которая вела реестр акционеров "Укртатнафты", списала по решению суда со счетов "ИНГ Банк Украина" в пользу "Нафтогаза" те самые 18,3 процента акций, принадлежащие Seagate International и AmRUZ. Суд решил, что обе фирмы купили акции "Укртатнафты" незаконно. После этого под контролем "Нафтогаза" оказались 61,3 процента акций украинской компании, а "Татнефть" превратилась в миноритарного акционера.
В ответ "Татнефть" в мае 2007 года распространила официальное заявление, в котором действия украинских властей объяснялись некоей программой "корпоративных действий, нацеленных на незаконное получение контроля над предприятием". При этом в "Татнефти" отметили, что эти действия проводились в интересах группы лиц, якобы действующей от имени руководства "Нафтогаза" и Минтопэнерго Украины.
19 октября 2007 года заявление "Татнефти" получило некоторое подтверждение. Председатель правления "Укртатнафты" Сергей Глушко заявил о силовом захвате предприятия. По словам Глушко, захват провел бывший глава правления компании Павел Овчаренко, которого сопровождали сотрудники спецподразделения МВД Украины "Беркут". Тогда же адвокат Юрий Почепцов, представляющий интересы Овчаренко, заявил, что Сумской апелляционный суд восстановил Овчаренко в должности председателя правления "Укртатнафты".
Позднее МВД Украины возбудило уголовное дело по факту захвата компании "Укртатнафта", а министр финансов Украины Николай Азаров заявил, что собственники компании восстановили контроль над предприятием. Тем не менее, о результатах в связи с указанным делом пока что-то не слышно, а если судить по официальному сайту "Укртатнафты", председателем правления компании является Овчаренко.
После того как Овчаренко приступил к выполнению своих обязанностей 19 октября 2007 года, "Татнефть" прекратила поставки нефти на НПЗ, которые не возобновились до сих пор. Однако разрешению конфликта акционеров это явно не способствовало. В апреле 2008 года Хозяйственный суд Украины окончательно передал спорный пакет акций предприятия (те самые 18,3 процента) под управление госкомпании "Нафтогаз".
Неудивительно, что в мае 2008 года "Татнефть" подала иск в международный суд к Украине. По мнению российской компании, украинские власти нарушили ее права как акционера "Укртатнафты". Изначально сумма иска составляла 1,13 миллиарда долларов, однако в июне текущего года сумма иска была увеличена до 2,4 миллиарда долларов.
14 октября первый заместитель генерального директора "Татнефти" Наиль Маганов заявил: "Думаю, что требования возрастут до не менее пяти миллиардов долларов. В такую сумму оценивают потери наши эксперты". Кроме того, как заявил Маганов агентству "Татар-Информ", "Татнефть" рассматривает возможность предъявления финансовых претензий к компаниям-поставщикам нефти на Кременчугский НПЗ. В "Татнефти" считают, что эти поставки - "пособничество рейдерам", которые захватили "Укртатнафту", а следовательно, и имущество предприятия, в том числе ранее поставленное "Татнефтью" сырье.
По данным Маганова, сейчас объем поставок нефти на Кременчугский НПЗ составляет около 200 тысяч тонн нефти в месяц, или вчетверо меньше, чем предприятие получало раньше. При этом основная часть поставок обеспечивается украинскими компаниями, за счет прекращения поставок на другие НПЗ Украины.
Кстати, можно сказать, что косвенно от конфликта между "Татнефтью" и Украиной пострадала еще одна российская нефтяная компания - "Лукойл", которая с 1999 года владеет НПЗ в Одессе. 2 октября "Лукойл" остановил производство на Одесском НПЗ, поскольку украинская транспортная монополия "Укртранснафта" (материнской компанией которой, между прочим, является "Нафтогаз") изменила маршрут поставки нефти на предприятие. По мнению "Лукойла", это увеличило стоимость транспортировки сырья на 6 долларов за тонну, что невыгодно компании и сделает предприятие убыточным.
В самой "Укртранснафте" утверждают, что смена маршрута вызвана "национальными интересами", а также необходимостью прокачки легкой танкерной нефти в реверсном режиме по Приднестровским нефтепроводам на Кременчугский НПЗ. Между тем, по оценкам представителей Одесского НПЗ, убытки предприятия от простоя только в октябре составят около 3,5 миллиона долларов. Помимо денежных потерь, из-за остановки НПЗ в неоплачиваемый отпуск, как ожидается, будут отправлены более 500 работников, а еще около 700 отправят в отпуск подрядчики завода.
9 октября стало известно, что "Лукойл" намерен подать в суд на "Укртранснафту" и сейчас готовит иск с целью компенсировать убытки от простоя Одесского НПЗ. При этом есть шанс, что стороны сумеют урегулировать конфликт в ближайшее время (и, может быть, даже без суда): гендиректор НПЗ Алексей Коваленко сообщил, что руководство завода видит два варианта разрешения конфликта: оптимистичный и пессимистичный. При первом уже в ноябре на НПЗ снова будет поступать нефть, а при втором завод будет простаивать до конца текущего года.
Вот только после знакомства с делом "Татнефти" и Кременчугского НПЗ кажется, что легко "Лукойлу" и Украине договориться не удастся.
Кстати, как написала 15 октября газета "Коммерсант", доля "Татнефти" в "Укртатнафте" может и совсем исчезнуть. В конце августа 2009 года Высший хозяйственный суд Украины поддержал решение Хозяйственного суда Полтавской области, который счел недействительной сделку по покупке Татарстаном 28,8 процента акций "Укртатнафты" (того самого пакета, который находится в доверительном управлении у "Татнефти").
Кроме того, по данным источников газеты, украинская сторона оспаривает законность приобретения "Татнефтью" 8,6 процента акций "Укртатнафты". Судебное заседание по этому вопросу намечено на 20 октября, а значит, через неделю СМИ снова заговорят о Кременчугском НПЗ.