Преподаватели актуального

Галеристы и музейщики оказались важнее всех в мире искусства

Базирующийся в Лондоне журнал Art Review каждый октябрь публикует собственный рейтинг самых влиятельных людей искусства, основанный на экспертных оценках. Этот список из ста имен неизменно отражает текущую ситуацию на рынке: скажем, в "тучные" годы в нем появляются коллекционеры из Индии и Китая, а в "тощие" такой экзотики в рейтинге не найти. Сотню 2009 года отличает явный перевес в сторону кураторов, музейщиков и галеристов, то есть тех людей, которые не только отвечают за знакомство широких масс с прекрасным, но и прямо формируют вкусы и тенденции.

На первой строчке рейтинга Art Review оказался Ханс Ульрих Обрист, 41-летний швейцарец, которого британская газета The Guardian уважительно называет "гиперактивным куратором" и "человеком-водоворотом". 41-летний Обрист и в самом деле невероятно занятый человек: чуть менее чем за 20 лет пребывания на арт-сцене он организовал около 90 выставок (кстати, в 2007-м он был одним из кураторов Второй Московской биеннале современного искусства), написал огромное количество статей и колонок, словом, был и остается на острие. В числе его многочисленных обязанностей - директорство в лондонской галерее Serpentine, уже несколько лет как ставшей сверхактуальным местом для любителей современного искусства в отнюдь им не обделенном Лондоне. Марк Рапполт, редактор Art Review, пояснил, что Обрист заслуживает первого места в рейтинге не только из-за количества и качества своих проектов, но также из-за своей способности задавать направление и темп, а также формировать вокруг себя сеть не обязательно единомышленников, но людей равной энергии и увлеченности.

В новейший рейтинг Art Review вернулся его многолетний участник Гленн Лоури, 14 лет возглавляющий нью-йоркский музей современного искусства MoMA - возможно, важнейший центр изучения искусства XX и XXI века на всем североамериканском континенте. Рядом с Лоури в рейтинге стоит сэр Николас Серота, директор лондонской галереи Тейт, ключевая фигура в арт-мире Великобритании. Следом за Лоури и Серотой идет Даниель Бирнбаум, директор Венецианской биеннале современного искусства, которая как раз проходит в этом году. В двадцатке главных игроков мы видим также Альфреда Пакмана, директора Музея современного искусства в парижском Центре Помпиду. Кроме этих очевидных тяжеловесов музейного мира в списке Art Review обращают на себя внимание руководители важных собраний национального масштаба, например, Майкл Говэн, директор Лос-анджелесского музея искусства LACMA, Каспер Кениг, директор кельнского музея Людвига, Удо Киттельман, директор Национальной галереи Берлина, Каролин Христов-Бакарджиев, директор Сиднейской биеннале 2008 года и директор предстоящей в 2012 году важной европейской выставки Documenta 13, Беатрикс Руф, директор цюрихской Галереи искусств, Тельма Голден, директор гарлемского музея Studio, первого американского собрания, принципиально посвященного только афроамериканскому искусству.

Самое впечатляющее в сотне Art Review - это обилие коллекционеров и владельцев галерей. Помимо титанов - британца Чарльза Саатчи, грека Дакиса Иоанну, американцев Ларри Гагосяна и Эли Брода, французов Франсуа Пино и Бернара Арно - в рейтинг попали и менее известные люди, в частности Ивона Блазвик, под чьим руководством в 2009 году открылась заново в свое время очень популярная, а затем несколько подзабытая лондонская галерея Whitechapel. Благодаря Блазвик это собрание вновь заняло важное место в перечне достопримечательностей британской столицы, обязательных к посещению любителями искусства. Как и в 2008 году, в рейтинге высоко стоит Иван Вирт, молодой (ему нет еще 40) швейцарский коллекционер, владелец важной цюрихской галереи Hauser & Wirth с филиалами в Лондоне и Нью-Йорке, лондонец Николас Лонгсдейл (галерея Lisson), парижанин Эмманюэль Перротен, Барбара Гладстон, которой принадлежит очень сильная нью-йоркская галерея Gladstone. Гладстон, к тому же, является продюсером Мэтью Барни, выдающегося американского перформансиста, художника и режиссера (и мужа Бьорк).

Самая примечательная история с рейтингом 2009 года - это, конечно, низвержение художников с вершины пьедестала, в частности падение Дэмиена Херста с первого места на 48-е. Но Херста в этом году было сравнительно мало: по нему рецессия нанесла существенный удар, он урезал штат своей мастерской и снизил цены на работы, его картины и объекты мало выставляли на аукцион, а новейшую выставку в лондонском собрании Уоллеса яростно разругали критики. Впрочем, многие художники, украшавшие рейтинг в 2008 году, в 2009-м не вошли в него вовсе: из списка исчез любимец публики Бэнкси, не попали в сотню такие мэтры, как Сай Твомбли и Люсьен Фрейд, многообещающий Питер Дойг. Зато никуда не делись ни Джефф Кунс, чью репутацию сильно укрепила недавняя выставка в Версале, ни Такаши Мураками, которому аналогичный проект только предстоит, ни Ричард Принс, ни Герхард Рихтер, ни Луиза Буржуа, ни Ричард Серра, ни Джон Бальдессари, ни Джаспер Джонс, то есть костяк любого уважающего себя собрания нового западного искусства и ключевые приманки любого аукциона. Более того, в рейтинг вошла Марина Абрамович, живая легенда искусства перформанса последних 35 лет. Единственный художник в первой десятке - это Брюс Науман, чьими усилиями в 2009 году американский павильон на Венецианской биеннале получил "Золотого льва". При этом Науман был уже ранее награжден собственным "Золотым львом": это произошло ровно 10 лет назад.

Небезынтересны и имена критиков, попавших в рейтинг Art Review. Например, в их числе оказался Мэтью Хиггс, в 1990-х сформировавший своего рода оппозицию группе Молодых британских художников (Young British Artists, YBAs), раскрученных и поддерживаемых Чарльзом Саатчи. Хиггс выдвинул на авансцену Мартина Крида, автора остроумных инсталляций и лауреата Тернеровской премии 2001 года. В списке можно увидеть и Дидриха Дидрихсена, чрезвычайно уважаемого в Германии автора, пишущего о вопросах современного искусства.

Хочется надеяться, что проходящая сейчас в Москве Третья биеннале современного искусства получит широкую огласку. Может быть, ее участники (хотя бы куратор Жан-Юбер Мартен), смогут попасть в рейтинг Art Review. Не то что бы они без этого почетного списка жить не могут, но все-таки было бы приятно знать, что такая большая и разнообразная работа получила международное признание.

Юлия Штутина