15 октября британские, ирландские, польские и российские журналисты вошли в DIMO - дублинскую фабрику Hewlett-Packard по производству чернил и картриджей для струйных принтеров. Им предстояло увидеть, как крупная транснациональная корпорация спорит сама с собой.
Любое современное производство представляет собой сложнейший комплекс, только наполовину состоящий из собственно цехов, станков и конвейеров. Вторая половина приходится на интеллектуальную составляющую - в HP так боятся раскрыть секреты своей чернильной фабрики, что категорически запрещают фотографировать ее изнутри.
DIMO - одна из трех подобных фабрик HP во всем мире. На дюжине производственных линий в несколько смен производятся картриджи для струйных принтеров. Судя по фабричному табло в одном из цехов, за смену выпускается около 16 тысяч картриджей.
Если бы заявку на строительство такой фабрики подавали в России, процесс выпуска картриджей назвали бы нанотехнологичным. Для того чтобы контейнер с чернилами выполнял свою функцию, его собирают с очень малым допуском и оснащают чипом.
Сотрудники HP в презентациях рассказывают о тысячах сверхмалых капель, вылетающих со скоростью 56 километров в час из сопел диаметром в треть толщины человеческого волоса. В почти полностью автоматизированных цехах они демонстрируют тысячелитровые контейнеры с разноцветными чернилами.
На деле фабрика выпускает не картриджи, а деньги. Производство расходных материалов - ключевой источник доходов бизнеса по выпуску любых принтеров.
Струйный принтер HP, если не считать мастодонтов вроде DesignJet 10000s, который все желающие могут купить за полтора миллиона, стоит от двух до десяти тысяч рублей.
По данным HP, ежегодно владельцы струйных принтеров покупают от двух до четырех картриджей. Это до 70-80 евро по европейскому прейскуранту (цены примерно соответствуют российским). Таким образом, за два года принтер может обойтись российскому пользователю тысяч в семь рублей. Эта сумма может быть больше или меньше, но одно не вызывает сомнений. Чернила составляют более чем заметную часть выручки компании.
Hewlett-Packard - огромный бизнес. Корпорация производит настольные компьютеры и ноутбуки, сканеры и цифровые фотоаппараты, сервера и системы хранения данных. С мая по август она выручила свыше 27 миллиардов долларов, заработав 1,6 миллиарда чистыми.
К сожалению, если бы HP продавала только принтеры, финансовый отчет компании был бы далеко не так хорош. Соответствующее подразделение переживает не лучшие времена - прижимистые по кризисному времени потребители разочаровались в принтерах, и продажи рухнули на 23 процента.
Это не вина HP - весь рынок сильно просел. Достаточно сказать, что один из крупнейших конкурентов компании на этом рынке, японская Epson, во втором квартале календарного 2009 года отрапортовала о снижении продаж почти на 30 процентов.
Когда для бизнеса настают тощие годы, начинается то, что на деловом сленге называют "оптимизацией". Обычно под этим понимается сокращение персонала и избавление от непрофильных активов. В случае с производством картриджей лучшим способом является изменение некоторых традиций, из-за которых компания недополучает деньги.
Что касается HP, то это, конечно, милая привычка сотен тысяч пользователей заливать в отработанные картриджи свежую порцию чернил вместо того, чтобы купить новый, конечно же, во всех смыслах лучший картридж HP, который не ломается и печатает на 34 процента страниц больше, чем вторично наполненный.
Все упало настолько жестко, что подразделение HP, занимающееся выпуском струйников, пыталось объяснить журналистам преимущества струйных принтеров перед лазерными. То есть перед теми, которые сама же компания Hewlett-Packard производит в огромных количествах.
Хотя лазерные принтеры дороги (за две тысячи рублей их не купишь), по многим показателям они остаются очень привлекательным вариантом для пользователей. Картридж к ним дорог, но его при среднем объеме печати хватает на год, а то и больше. Скорость печати документов при этом очень велика. Наконец, лазерные принтеры идеально подходят для печати черно-белых документов. Это 70 процентов всех распечатываемых на принтерах страниц.
Правда, специальная бумага для лазерных принтеров в среднем стоит дороже, чем для струйных. В ее превосходстве HP еще предстоит убедить журналистов - тем или иным способом. Война чернильной и лазерной розы за бюджеты на маркетинг и разработку продолжается.