Оформление павильона станции московского метро "Курская-кольцевая" вот уже два месяца не дает покоя многочисленным группам граждан. Одни склонны видеть в появлении на станции имени Сталина надругательство над памятью предков и требуют убрать упоминание тирана, другие ратуют за историческую точность и предлагают оставить все как есть. Между тем начальник метро Дмитрий Гаев заявил, что Сталина никуда убирать не будут, а добавят к нему еще и Ленина.
Стихнувшая было за последнее время волна негатива по поводу реконструкции "Курской" вновь набирает силу. Изначально общественность возмутилась тем, что на красивейшую станцию вернули уродливое, как считают многие, упоминание Сталина. Имя Иосифа Виссарионовича, упомянутое в первом гимне СССР, глядело на пассажиров подземки с самого открытия станции 1 января 1950 года. Спустя несколько лет в рамках борьбы с культом личности фраза под куполом вестибюля была изменена. От второго куплета "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/ И Ленин великий нам путь озарил./ Нас вырастил Сталин - на верность народу,/ На труд и на подвиги нас вдохновил" отрезали вторую часть, поставив после озарившего Ленина жирную точку.
Десятилетиями никто про "Курскую" и не вспоминал. Пока в 2008 году руководство подземки не затеяло реконструкцию злополучного вестибюля. Распахнувшая после ремонта двери посвежевшая станция поразила многих. Оказалось, что руководители метро подошли к восстановлению вестибюля очень тщательно - по их приказу были восстановлены все мельчайшие детали, которые присутствовали на станции изначально. В том числе, заменили упоминание Волгограда на Сталинград, добавили надписи "За родину за Сталина" (пунктуация, правда, подкачала) и - главное - вернули строчку про Сталина из гимна на ее законное место - под потолок.
Убрав зачем-то первую часть про Ленина.
И началось. "Мы считаем это оскорблением памяти погибших - как на фронте, так и в лагерях", - заявил правозащитник Лев Пономарев. "Если речь идет действительно о восстановлении исторической справедливости, то становится просто страшно. Это означает открытый и наглый сигнал к полной реабилитации Сталина", - продолжил глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"В знаковых местах, символизирующих уважение к тому или иному деятелю со стороны государства и общества, не место изображениям и цитатам, относящимся к людям, которые виновны в смерти большого количества невинных людей, которые уничтожали других без обвинения и суда", - присоединилась к правозащитникам РПЦ в лице протоиерея Всеволода Чаплина. Подытожил содеянное раввин Зиновий Коган, предложивший "все замарать и написать 'Дядю Степу'".
Пресс-служба Московского метрополитена попыталась было объяснить, что надпись про Сталина появилась в рамках восстановления исторического облика станции. Но ее не послушали, ткнув тем фактом, что буковки-де прилепили, а статую вождя ставить на место побоялись. При этом начальник метро Дмитрий Гаев на открытии вестибюля заявил, что оригинальный памятник был утерян, не рассказав, правда, что помешало сделать его копию.
Вопрос со стертым Лениным тоже вызвал недоумение, правда, более сдержанное. Объяснение Гаева газете "Известия" оказалось фантастически красивым: "На каждого мудреца есть исполнители. Они сдуру не поняли задачу. Хотя идея проста - вернуть в полном объеме то, что было. Когда я приехал на открытие станции, я сразу обратил внимание на потолок. Там висела неправильная цитата. Попросил исправить". К слову, открытие было 25 августа. Интервью Гаева вышло 22 октября.
При этом начальник метро заявил, что Сталина никуда убирать не будут ("С какой стати? Это гимн Советского Союза. Вы же не станете отрицать существование гимна"), а Ленина к нему обязательно добавят: "Повесим в ближайшие дни. За одну ночь. Раз - и готово".
Между тем к вопросу о восстановлении "Курской" по-тихому подобралось Москомнаследие, удивившееся тому факту, что оно при реконструкции не присутствовало. В ответе на запрос правозащитников движения "За права человека" ведомство с нескрываемой обидой пишет, что проектная документация на реставрацию станции Москомнаследием не согласовывалась.
"Не исключено, что в отношении метрополитена будет заведено административное производство и предприятие должно будет заплатить штраф. Но штраф не является самоцелью, поэтому Москомнаследие будет добиваться, чтобы вестибюль переделали", - заявил "Коммерсанту" представитель ведомства.
Тут необходимо оговориться, что Москомнаследие не против строчки про Сталина как таковой - дело именно в проекте реконструкции всего вестибюля. Однако большинство почему-то увидело в этом знамение, хотя особой связи между ведомственной склокой и праведным общественным гневом здесь не просматривается.
Самое интересное во всей этой истории - не отковыривание и последующее приделывание строчек из гимна, а то, почему вдруг руководство метро так сильно заинтересовалось историей своей страны. Нет, безусловно, восстановление первоначального облика станций - это хорошо, однако избирательность такого подхода поражает. Почему тогда не возвращают на карту метро названия "Коминтерн", "Дзержинская", "Кировская", или, например "Стадион имени Сталина"?
В ближайшие годы и даже десятилетия споры о необходимости восстановления исторической справедливости неизбежны. Проблема в том, что общество само никак не поймет, что именно ему надо от истории. Как говорил герой фильма "День выборов": "Ты определись, чего ты от меня хочешь: надо запомнить - я запомню, забыть - забуду".