Мир
22:33, 26 октября 2009

Правительство на старте В ФРГ создан новый коалиционный кабинет

Ангеле Меркель удалось сдержать обещание и сформировать черно-желтое коалиционное правительство из представителей консервативного блока ХДС/ХСС и либералов из СвДП до 9 ноября - юбилейной даты падения Берлинской стены. Менее чем за месяц десять рабочих групп согласовали коалиционное соглашение, которое было одобрено на чрезвычайных партийных съездах. А уже в среду, 28 октября, Ангела Меркель будет избрана канцлером.

Многие предсказывали, что переговоры будут продвигаться трудно: они еще не начались, а стороны уже поигрывали мускулами, давая понять будущим партнерам, что весьма решительно настроены отстаивать свои интересы и к уступкам не склонны. Среди ключевых вопросов, расхождение по которым, как отмечалось, могло бы осложнить формирование коалиции, называлась реформа системы здравоохранения, снижение налогов и внутренняя политика, в частности, соблюдение фундаментальных гражданских прав и свобод.

И тем не менее, сторонам удалось достаточного быстро договориться. Кому в данном случае пришлось больше уступить и насколько эффективной и жизнеспособной окажется будущая черно-желтая коалиция, неизвестно. Некоторые консерваторы с сожалением отмечают, что либералы сумели "прогнуть" ХДС/ХСС на переговорах, другие говорят, что, напротив, либералам пришлось поступиться одним из их главных требований о введении трехступенчатой системы налогообложения и вообще отдать желанный пост министра финансов консерваторам из ХДС.

Оппозиция, разумеется, уже успела дать свою оценку новому кабинету, как и следовало ожидать, в основном негативную. Бывший вице-канцлер и министр иностранных дел, а теперь председатель фракции социал-демократов в бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер назвал создание черно-желтого кабинета "грандиозным фальстартом". Лидер парламентской фракции "Левых" Грегор Гизи заявил о "коалиции социального расслоения, обмана и неолиберального разгосударствления". "Зеленые" высказались в схожем духе.

Вольфганг Шойбле. Фото AFP
Lenta.ru

Нельзя не признать, что новый кабинет во многом "противоречив", особенно если говорить о персоналиях, некоторые из которых оказались довольно неожиданными. Так, лидер либералов Гидо Вестервелле помимо поста вице-канцлера стал министром иностранных дел. В принципе, это традиционный для консерваторов и либералов расклад: однако еще в начале переговоров многие наблюдатели говорили о том, что Гидо Вестевелле неплохо было бы нарушить традицию.

В ходе предвыборной кампании либералы делали особый акцент на необходимости экономических реформ. Было бы естественно, если бы Вестервелле занял пост министра финансов или даже пост "суперминистра", объединив под своим началом министерства экономики и финансов. Там он был бы точно на своем месте. А вот внешнеполитические взгляды Вестервелле довольно размыты. Более того, основные направления во внешней политике определяет все-таки канцлер, поэтому лидер либералов рискует остаться в тени.

Пост министра финансов вообще не достался либералам. 68-летний Херман Отто Зольмс (Hermann Otto Solms), который с середины 90-х годов активно продвигал идею трехступенчатого налога, в правительство вообще не вошел. Ожидалось, что Вестервелле, даже если сам не станет министром финансов, обязательно постарается поставить на этот пост своего человека, однако в итоге министром стал представитель ХДС Вольфганг Шойбле, который в предыдущем правительстве занимал пост министра внутренних дел.

Такому раскладу отчасти соответствует компромиссный характер реформы налогообложения - в том ее виде, в котором она была закреплена в коалиционном соглашении. Либералы изначально предлагали радикально упростить систему налогообложения и ввести "трехступенчатый налог" - 10 процентов с доходов до 20 тысяч евро, 25 - с доходов до 50 тысяч и 35 процентов, начиная с 50 тысяч. В итоге стороны сошлись на том, что введут ступенчатый налог, однако ни число ступеней, ни процент налога, ни дата его введения пока не известны.

Тем не менее, общее направление финансовой политики не вызывает разногласий между либералами и консерваторами. Новое правительство обещает уже с 2011 года облегчить налоговое бремя на 24 миллиарда евро ежегодно. Детали пока не разглашаются, но, по некоторым данным, будут уменьшены налоги с малых и средних доходов, а также облегчено налогообложение семей. Либералам также удалось добиться понижения налога на наследство. Социальные выплаты работодателей в пенсионный фонд, фонды по безработице и так далее не будут превышать 40 процентов.

Ранее некоторые эксперты неоднократно отмечали, что обещания черно-желтой коалиции снизить налоги утопичны при существующем уровне государственной задолженности. Со своей стороны новый министр финансов Вольфганг Шойбле дал понять, что и сам не испытывает никаких иллюзий по этому поводу. В интервью газете Welt am Sonntag он заявил, что исключает возможность формирования сбалансированного бюджета в ближайшие годы. Даже цель сокращения государственной задолженности, как отметил Шойбле, пока представляется весьма честолюбивой.

Неким утешением для либералов, оставшихся без министерства финансов, может служить пост министра экономики, который достался 64-летнему Райнеру Брюдерле (Rainer Bruederle), который рассчитывал войти в правительство еще в 1998 году, однако не преуспел в этом из-за неудачи Гельмута Коля на парламентских выборах. При этом, отмечает Spiegel, назначение Брюдерле скорее является следствием "коалиционной арифметики", а не его собственных заслуг. Опыт государственного управления Брюдерле ограничивается министерством финансов земли Рейнланд-Пфальц, где срок его полномочий истек все в том же 1998 году.

Кроме того, Брюдерле так или иначе придется ориентироваться на своего предшественника, молодого представителя баварской ХСС Карла-Теодора цу Гуттенберга, который считается - если верить соцопросам - одним из самых популярных и сексуальных политиков Германии. Сам цу Гуттенберг совершил не менее неожиданный переход, чем Вольфанг Шойбле, сменивший министерство внутренних дел на министерство финансов. В новом правительстве цу Гуттенберг стал министром обороны, и это, кажется, имеет куда большую значимость, чем назначение Гидо Вестервелле министром иностранных дел.

Новый министр обороны ФРГ известен как убежденный атлантист. Цу Гуттенберга прекрасно знают в Вашингтоне: у него есть связи как в демократических кругах, так и среди республиканцев. Он прекрасно говорит по-английски, а службу в бундесвере окончил два года назад, сумев за прошедшее время с головокружительной быстротой подняться на вершину немецкой политики и став самым молодым министром обороны за всю историю страны. Его назначение на этот пост при ближайшем рассмотрении не выгладит неожиданным: до министерства экономики он пытался зарекомендовать себя именно как эксперт по внешнеполитическим вопросам.

Карл-Теодор цу Гуттенберг. Фото AFP
Lenta.ru

Назначение популярного, хорошо известного в США, молодого и амбициозного Карла-Теодора цу Гуттенберга министром обороны несет в себе еще одну интригу: цу Гуттенберг именно как специалист по внешней политике и "атлантист со связями" может оказаться весьма опасным конкурентом для будущего министра иностранных дел Гидо Вестервелле, который - о чем не забывают при всяком удобном случае упоминать немецкие СМИ - испытывает некоторые трудности в общении на английском языке. Как отмечает Spiegel, назначение цу Гуттенберга очевидно "ограничит радиус действия" главы немецкого МИДа.

Может показаться, что консерваторы переиграли либералов в "коалиционном покере", но это не так. Либералам удалось продавить реформу финансирования системы здравоохранения. Министром здравоохранения стал также либерал - Филипп Реслер. Отмечается, что до 2011 года никаких изменений проводиться не будет и созданный еще в начале 2009 года централизованный фонд здравоохранения, вызывающий особое раздражение СвДП, пока никто не тронет. Однако с 2011 года грядут кардинальные изменения. Размер отчислений работодателей в централизованный фонд будет заморожен, а для лиц наемного труда будет установлен фиксированный взнос, не зависящий от размера дохода. Это означает отход от существующей системы медицинского страхования, при которой тот, кто зарабатывает больше, платит больше, поддерживая лиц с меньшим доходом.

Очевидный успех также сопутствовал либералам на переговорах по вопросам внутренней политики в том, что касается государственных гарантий в сфере фундаментальных прав и свобод человека, которым СвДП традиционно придает особое значение. В частности, либералы, которые выступают за полную отмену воинской повинности, смогли убедить консерваторов снизить срок воинского призыва в бундесвер с 9 до 6 месяцев. Кроме того, СвДП удалось добиться отмены принятого в июне весьма противоречивого закона о блокировке сайтов с детской порнографией, который вызвал многочисленные протесты пользователей, увидевших в этом опасный прецедент. Теперь спецслужбы должны будут не блокировать, а уничтожать эти сайты.

В ходе коалиционных переговоров по формированию правительства представители СвДП, кроме того, настояли на том, чтобы доступ к данным об информационном обмене абонентов, которые провайдер обязан по закону сохранять полгода, был бы разрешен только в случае крайней угрозы безопасности. Для поведения скрытых онлайн-обысков компьютеров подозреваемых при помощи троянских программ будет необходимо соответствующее постановление прокуратуры. Действие закона о профессиональной тайне по настоянию либералов из СвДП теперь будет распространяться на всех адвокатов, а не только на адвокатов по уголовным делам. Пост министра юстиции заняла лидер СвДП в Баварии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger).

В целом, сказать, кто удачнее провел переговоры и больше выиграл от создания коалиционного правительства, пока сложно. Не исключено, что в ближайшее время могут последовать небольшие корректировки и, может быть, даже перестановки. В частности, совсем не очевидно, что бывший министр обороны Франц-Йозеф Юнг сможет достойно проявить себя на новом поприще как министр труда. Так или иначе, черно-желтое правительство только начинает действовать. И успехи, и неудачи еще впереди.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику