Культура
20:23, 29 октября 2009

Настоящий рок-н-ролл "A-One" раздал музыкальные премии и привез в Москву Franz Ferdinand

Вечером в среду, 28 октября, на входе в московский клуб "Б1" было не протолкнуться. Телеканал "A-One" в пятый раз вручал музыкальную премию RAMP (Rock Alternative Music Prize). Но не столько премия волновала толпу, сколько обещанный полноценный концерт хедлайнеров церемонии - шотландской группы Franz Ferdinand.

Первоначально церемония должна была пройти в "Олимпийском". Перенос ее в "Б1" доставил разочарование как минимум двум девушкам, за которыми имел возможность понаблюдать корреспондент Ленты.Ру перед входом в клуб. Девушки, которым каких-то пару месяцев осталось до совершеннолетия, купили билеты в "Олимпийский", где возрастных ограничений не предусмотрено. А в "Б1" ограничения эти, наоборот, весьма строги: там ведь алкоголь, сигареты и прочие пороки клубной жизни. Девушек внутрь не пустили, и отчаянные пререкания с администратором были бесполезны. Отправили в кассу сдавать билеты.

Впрочем, среди тех, кто пробрался внутрь, было немало юношей и девушек, которым на вид не дашь больше 15. По немыслимым одеяниям и прическам вполне можно было изучить все многообразие современных молодежных субкультур Москвы.

Собственно церемония, понятное дело, мало кого интересовала. Все или почти все пришли на Franz Ferdinand - все-таки отвязные инди-рокеры из Глазго приехали в Россию впервые с 2005 года - тогда они дали концерт в московском клубе "Б2", а также стали хедлайнерами фестиваля "Максидром" в "Олимпийском". С тех пор шотландский квартет выпустил новый альбом "Tonight: Franz Ferdinand", который публика распробовала не сразу, но, распробовав, полюбила от души. Зрители тревожно переговаривались: "Надеюсь, за время этой церемонии их там не слишком напоят водкой..." - "Ничего, они шотландцы - ребята крепкие...". Фронтмен группы Алекс Капранос перед турне в поддержку нового альбома пообещал пить поменьше и, похоже, пока держится.

Ожидание выхода на сцену FF скрашивали триумфаторы прошлогодней церемонии Lumen (не прибавившие за прошедший год ни в качестве звучания, ни в содержательности), странноватый босоногий гитарист Йоав (родился в Израиле, прославился в Южной Африке, играет столь же виртуозно, сколь и заунывно), алкоджазовые петербуржцы Billy's Band и по-всегдашнему слащавые латыши Brainstorm. Выступления с симфоническим оркестром уже, слава богу, выходят из моды, но "A-One" мода - не указ, и артистам старательно подыгрывал оркестр "Глобалис".

Все, кроме Lumen, спели по две своих песни и по одному каверу. Йоав выбрал "With or Without You" группы U2, Billy's Band - нирвановскую "Polly" (все-таки Курта Кобейна нельзя перепевать голосом Тома Уэйтса...), а Brainstorm - "Human" группы The Killers.

Премия в самой престижной номинации "Группа года" досталась "Ляпису Трубецкому", выступившему в этом году со своим многим полюбившимся эпатажным "Культпросветом". Вручать приз "Ляпису" вышли крепкие шотландские парни Franz Ferdinand. Алекс Капранос, большой поклонник русской литературы и изобразительного искусства первой половины XX века, умудрился даже почти самостоятельно прочитать сложное название "Ляпис Трубецкой". Когда лидер группы Сергей Михалок вышел получать приз, ведущая довольно неловко спросила его, чувствует ли он важность момента - он на одной сцене с самими "францами"! Михалок не растерялся: "Молодой человек еще внукам будет рассказывать об этом моменте", - сказал он, кивая на Капраноса.

(Кликните на картинку, чтобы посмотреть фотогалерею)
Lenta.ru

Сами "францы" получили специальную премию "за возрождение духа рок-н-ролла". Артемий Троицкий, придумавший эту формулировку и самолично вручивший ее, спросил у парней, мертв ли рок-н-ролл. "Посмотрите, что творится в зале, - ответил Капранос. - Это и есть рок-н-ролл!"

Публика, конечно, была польщена. Но это был еще не настоящий рок-н-ролл.

В завершение церемонии выступил "Ляпис Трубецкой". Сергей Михалок читал футуристские стихи про козлов и сигал по сцене не хуже горной разновидности этого парнокопытного. "Ляпис" тоже спел две своих песни и один кавер - "I wanna be your boyfriend" старых добрых Ramones. Но публика, уже убедившаяся воочию, что Franz Ferdinand здесь и скоро выступят, принимала "Ляписа" без экзальтации.

А потом, после пятнадцатиминутного перерыва, на сцену наконец вышли Алекс Капранос, Ник Маккарти, Боб Харди и Пол Томсон. Капранос крикнул в микрофон: "Privet, chuvaki!", - и начался настоящий рок-н-ролл.

За полтора часа Franz Ferdinand спели почти все свои хиты, от "The Dark Of The Matinee" до "Ulysses". Ничего особенного они вроде не делали. Ну потерзали антикварные синтезаторы. Ну поиграли вчетвером на одной барабанной установке. Ну покривлялись немножко с гитарами. Никаких тебе изощренных аранжировок, никаких длиннющих виртуозных соло, никаких спецэффектов. В шоу Franz Ferdinand, как и в их музыке, - ничего лишнего. Они верны своему кредо: сочинять и играть песни с ясными, запоминающимися мелодиями, под которые девчонкам прикольно танцевать. Казалось бы, все так могут. Но грустные глаза Левы Би-2 в VIP-ложе ясно говорили: нет, не все...

От сцены "пeрло" невероятной энергетикой, и девчонки танцевали как сумасшедшие. С таким энтузиазмом, что некоторых выносили из танцпартера без сознания еще до выхода "францев" на бис. Когда после выступления Алекс Капранос и Ник Маккарти наклонились, чтобы пожать руки зрителям в первых рядах, последнего тут же стянули со сцены, и он канул в толпу к ужасу службы безопасности. Он провел в горячих объятиях поклонников и поклонниц около минуты и вернулся на сцену изрядно помятым и в разорванной рубашке.

Короче говоря, шоу удалось на славу. Мы все-таки увидели и услышали настоящий рок-н-ролл.

Артем Ефимов

< Назад в рубрику