Последнюю неделю в Москве разворачивается одна очень необычная криминальная история - дело о краже неприлично крупной суммы денег из съемной квартиры на Волгоградском проспекте. 26 октября юрист из Новосибирска Евгений Скобликов заявил в милицию о хищении из его квартиры сумок с 6 миллионами долларов и 7 миллионами евро, а к концу недели из пострадавшего превратился в обвиняемого - следствие подозревает Скобликова в инсценировке кражи.
Таинственный миллионер
Начало истории с "ограблением века" было положено в апреле (по другим данным - в мае) 2009 года в одной из квартир на Новом Арбате - там от сердечного приступа скончался новосибирский бизнесмен Сергей Ровбель. Покойный, о котором до сих пор практически ничего не известно, оставил наследство на сумму примерно в полмиллиарда долларов. Жены и детей у 57-летнего Ровбеля не было, и все его сбережения достались родителям, Николаю Фомичу и Зое Федотовне Ровбель.
Откуда у главы сибирской компании "Крастоннель", в прошлом главы совета директоров "БАМтоннельстроя", такие деньги, не вполне понятно. Родители Ровбеля утверждают, что эти средства их сын заработал честным трудом, выполняя заказы для РЖД и "Росатома".
Однако накопить 200 миллионов долларов и 200 миллионов евро (по всей видимости, Ровбель не мог определиться, в какой валюте держать сбережения) и при этом ни разу не попасть в поле зрения средств массовой информации в современной России достаточно трудно. По крайней мере, если речь идет о честных заработках. К примеру, оборот "Крастоннеля" в 2003 году составлял 42 миллиона рублей (более поздних данных о деятельности фирмы нет), что не очень сопоставимо с личным состоянием руководителя компании.
Сомнения вызывает и источник информации о размере наследства, оставшегося от Ровбеля. Все осведомленные собеседники новостных агентств в конечном итоге ссылаются на родителей бизнесмена. Тем не менее, если сведения о состоянии покойного верны, то при жизни он вполне заслуживал места в "подвале" ежегодного рейтинга Forbes, где примерно на 70-х позициях располагаются Шалва Чигиринский с состоянием в 550 миллионов долларов, сенатор Сергей Пугачев и председатель совета директоров ОАО "Распадская" Александр Вагин (оба - 500 миллионов долларов).
Ограбление...
Спустя несколько месяцев после смерти своего сына супруги Ровбели решили заняться его состоянием, поручив все юридические вопросы бывшему подчиненному Сергея Ровбеля Евгению Скобликову. С этого момента показания начинают разниться. По версии Ровбелей, они попросили Скобликова, который всегда был близок к их семье, съездить в Москву и перечислить часть наследства на сберкнижки. Также они утверждали, что никакой доверенности на выемку денег из депозитной ячейки Евгению не давали. Сам же Скобликов заявил, что его просили привезти в Новосибирск именно наличность, причем тайно, не пользуясь услугами инкассаторов. Эту версию подтверждает договор между Скобликовым и Ровбелями, с которым удалось ознакомиться "Комсомольской правде".
За перевозку денег, утверждает Скобликов, Николай Ровбель пообещал ему трехкомнатную квартиру в центре Новосибирска. Перед тем как обратиться к Скобликову, родители бизнесмена собирались попросить своего родственника, который приходится племянником их погибшему сыну, заняться финансовыми делами семьи, однако тот, по некоторым данным, вроде бы пытался каким-то образом получить доступ к основной части наследства и доверие пенсионеров потерял.
Скобликов, по его словам, заручившись доверительным договором, отправился в Москву, где снял квартиру на Хорошевском шоссе. Туда он с помощью московских друзей перевез 6 миллионов долларов и 7 миллионов евро наличности (по словам Скобликова - около 90 килограммов денег), которые забрал из банка в несколько заходов. В одну из ночей Евгению показалось, что замок квартиры пытаются открыть с помощью отмычки, и на следующий день он решил поискать себе другое жилье.
Квартира на Волгоградском проспекте подозрений не вызывала, однако именно из нее и пропало наследство новосибирского бизнесмена, утверждает Скобликов. По его словам, квартиру Евгений практически не покидал, а кража была совершена в тот момент, когда он отлучился на несколько часов, чтобы оформить доверенность на снятие очередной части денег из банковской ячейки. Вернувшись, Скобликов вместо денег обнаружил надпись "Лох", сделанную зубной пастой на экране телевизора, и пошел в милицию.
Или не ограбление?
Однако это версия пострадавшего, а теперь уже и подозреваемого. Следствие предполагает несколько другое развитие событий: Евгений денег в квартиру на Волгоградском не перевозил, а следы ограбления, в том числе и надпись на телевизоре были им инсценированы. Причем выяснили это следователи практически с молниеносной быстротой - о задержании Скобликова стало известно на следующие сутки после его обращения в милицию, 27 октября. Еще спустя три дня мужчина был арестован, а 31 октября ему предъявили обвинение.
Скобликов выдвинутые обвинения категорически отрицает. Он настолько уверен в своих показаниях, что хочет пройти исследование на полиграфе и даже добивался встречи с гипнотизером. По его словам, существует несколько свидетелей, способных развеять обвинения против него - девушка, которая споткнулась о чемоданы с деньгами в подъезде дома на Волгоградском проспекте, и инкассатор, у которого Скобликов консультировался по вопросу перевозки денег в другой город, однако следователи их поиском не занимаются.
Не очень понятно, каким образом с помощью этих свидетелей Евгений Скобликов собирается доказывать свою правоту. Логичнее было бы на суде увидеть его таинственных друзей, помогавших перевезти деньги, но о них доверенный Ровбелей почему-то умалчивает.
Впрочем, в этом "ограблении века" нелогичных, неясных и попросту бредовых моментов хватает. Откуда у никому неизвестного бизнесмена такие огромные сбережения? Зачем везти такую сумму наличными деньгами из Москвы в Новосибирск, когда можно спокойно и безопасно перевести ее в безналичном виде? Почему наследники-пенсионеры путаются в показаниях? Непонятно.
На заседании Кузьминского суда, где решался вопрос о мере пресечения, Евгений Скобликов произнес сакраментальную фразу: "Я не виноват, меня подставили!", - а его адвокаты попросили освободить справившего в СИЗО 33-летие мужчину в связи с тем, что он "больной человек". Суд отказал Скобликову в освобождении под подписку о невыезде.
Евгения Скобликова обвиняют по части четвертой статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Если его признают виновным, то новосибирскому юристу грозит от пяти до десяти лет тюрьмы.
Павел Борисов