3 ноября Европейский суд по правам человека удовлетворил иск итальянки финского происхождения Соиле Лаутси, требовавшей убрать символы распятия из помещений школы, где учились ее дети. Суд признал, что таким образом школьная администрация нарушает право родителей воспитывать детей согласно собственным убеждениям и постановил выплатить "оскорбленной" матери 5 тысяч евро.
Борьбу за светское воспитание своих детей Соиле Лаутси начала еще в 2002 году, обратившись в администрацию школы Абано Терме. Она просила убрать символы распятия Христа из классов, в которых занимались ее дети, поскольку это противоречит принципу независимости государства от церкви. В подкрепление своей позиции итальянка ссылалась на решение Кассационного суда от 2000 года, постановившего убрать символы распятия из помещений избирательных участков, чтобы не нарушать принципов светского государства.
В мае 2002 года школьная администрация отказала Лаутси в ее просьбе. Более того, министерство образования Италии в том же месяце распространило по всем школам страны директиву, предписывающую не убирать распятия из классов по просьбе недовольных родителей. Однако настойчивая итальянка не отказалась от намерения защитить своих детей от влияния католической церкви и подала жалобу в региональный административный суд региона Венето. Ответчиком выступило само министерство образования, доказывавшее, что в размещении символов распятия в школах нет ничего противоправного. Административный суд санкционировал передачу дела в Конституционный суд, которому предстояло окончательно решить, нарушают ли распятия в классах конституцию Итальянской республики.
В Конституционном суде представитель правительства заявил, что присутствие распятия в школах для Италии совершенно естественно, поскольку оно является не только религиозным атрибутом, но и символом единственной упомянутой в конституции церкви.
В марте 2005 года суд отказался удовлетворить иск Соиле Лаутси, обосновав свое решение тем, что распятие является неотъемлемой частью итальянского культурно-исторического наследия, а следовательно, итальянского культурного самосознания, символизируя равенство, терпимость и взаимную независимость церкви и государства.
Но все это привело к тому, что в 2006 году итальянка подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Страсбург с доводами итальянской юстиции не согласился и на основании того, что присутствие в школьных классах символов распятия нарушает права детей, исповедующих другие религии или являющихся атеистами, удовлетворил иск Лаутси, обязав Рим выплатить ей компенсацию.
Для Италии, давно привыкшей считать себя мировым центром католицизма (хотя резиденция Папы римского формально находится на территории независимого государства - Ватикана), такое решение стало оскорблением. Правительство немедленно заявило, что подаст апелляцию против решения Страсбургского суда.
Каким будет окончательный приговор, пока неизвестно, но с учетом последних тенденций в европейском обществе нетрудно предположить, что жесткий запрет на столь важный религиозный атрибут может вызвать реакцию противодействия. Согласно данным фонда Bertelsmann Stiftung, большинство европейцев по-прежнему считают себя религиозными людьми. В частности, в Италии о своей принадлежности к той или иной конфессии заявили 89 процентов опрошенных. В Польше глубоко верующими себя считают 87 процентов респондентов, а в Великобритании и Франции - 63 и 54 процента соответственно.
Декан социологического факультета Университета Тренто Томази Луиджи еще в 1995 году опубликовал исследование об отношении итальянской молодежи к религии, результаты которого сильно удивили мир. Опросив большое число молодых людей разного происхождения, Луиджи установил, что новое поколение итальянцев возвращается к вере и ее обрядам. Кроме того, ученый отметил очень важную вещь: молодые итальянцы предпочитают следовать религиозным постулатам осмысленно, рассматривая религию как инструмент личностного развития и достижения внутренней гармонии. При этом итальянская молодежь по большей части оказалась солидарна с церковью в таких острых вопросах, как неприятие абортов и эвтаназии.
Следовательно, итальянское общество наверняка не готово, да и не захочет ссориться с церковью. Привычные уже споры о том, следует ли Ватикану признавать законы Италии, отойдут на второй план перед угрозой постороннего вмешательства в дела государства. Если раньше в итальянских школах допускались послабления, вроде распространения "Книги маленького атеиста" и нежелания некоторых учителей размещать в классах символ распятия, то сейчас европейская "уравниловка" легко может сплотить общество, государство и церковь.
Без сомнения, это не приведет к пересмотру Латеранских соглашений, с 1929 года регулирующих в Италии отношения между церковью и государством. Скорее всего, подобные действия европейских инстанций будут отражаться на настроениях в обществе, причем не только в итальянском, но и во французском, британском, немецком - везде, где уже возникла проблема сосуществования крупных групп населения, представляющих разные конфессии.
Самая большая ошибка европейских властей заключается в том, что они пытаются добиться веротерпимости методом запретов на религиозные символы. Пока такие действия вызывают лишь агрессию и неприятие со стороны тех, кто оказывается лишен права на свободное вероисповедание - под каким бы предлогом это ни делалось. Власти Великобритании должны были это понять после того, как по стране прокатилась волна недовольства запретом на празднование Рождества, а Францию и Германию должны были "отрезвить" выступления мусульманских девушек, недовольных запретами на ношение хиджабов и бурок.
Судя по всему, Италия пока не готова отречься от католической церкви во имя глобальной толерантности. И, в принципе, ее можно понять. Если сегодня запретят вешать в школах распятия, то завтра у Бенедикта XVI могут отнять Апостольский дворец - как оскорбляющий чувства последователей других конфессий.
Анна Зотова