Европейский институт брендов 5 ноября опубликовал очередной рейтинг 50 самых дорогих брендов Европы. Торговая марка "Билайн", принадлежащая российскому сотовому оператору "Вымпелком", заняла в списке 39-е место. Ближайшие конкуренты "Билайна", МТС и "Мегафон", в рейтинг самых дорогих брендов не попали.
По оценке Европейского института брендов (European Brand Institute), стоимость торговой марки "Билайн" составляет 7,928 миллиарда евро. По сравнению с рейтингом 2008 года, где "Билайн" занимал только 56 место, стоимость российского "полосатого" бренда, как считают специалисты института, выросла на 27,6 процента.
Точная методология составления рейтинга не очень ясна, однако известно, что при подготовке списка институт проанализировал свыше трех тысяч брендов из 16 отраслей в 24 странах Европы. Первые три места в рейтинге заняли крупнейший в мире производитель сотовых телефонов Nokia, холдинг LVMH, выпускающий предметы роскоши и владеющий такими марками как Christian Dior, Kenzo и Givenchy, а также пивоваренная компания InBev. Бренды Nokia, LVMH и InBev были оценены в 35,22, 32,365 и 26,927 миллиарда евро соответственно.
Стоит отметить, что если позиции Nokia и LVMH по сравнению с прошлым годом никак не изменились, то InBev взлетела в списке сразу на 9 строчек (в прошлом году пивоваренный концерн занимал только 12-е место). Бренд InBev подорожал за год на 56 (!) процентов. Показатель роста InBev стал самым сильным среди 50 корпораций, попавших в список. Впрочем, Nokia и LVMH заняли лидирующие позиции даже несмотря на снижение стоимости своих брендов на 8 и 7,3 процента соответственно.
В первую десятку списка Европейского института брендов вошли также Vodafone (стоимость бренда оценивается в 23,789 миллиарда евро), Unilever (22,829 миллиарда), Telefonica (22,128 миллиарда) и Mercedes-Benz (19,392 миллиарда). Замыкают десятку Deutsche Telecom (19,093 миллиарда), BMW Group (18,765 миллиарда) и SAB Miller (18,349 миллиарда евро).
Последние три строчки списка достались производителю автомобилей Porsche, телекоммуникационной компании KPN и страховой группе AXA. Эти бренды, по оценке специалистов института, стоят 6,938, 6,762 и 6,634 миллиарда евро соответственно. При этом KPN не помог даже рост бренда за прошедший год на 9,6 процента.
Вообще, как отмечает Европейский институт брендов в официальном пресс-релизе, по сравнению с прошлым годом сильнее всего потеряли в цене торговые марки финансовых институтов (минус 23,5 процента) и автопроизводителей (минус 9,6 процента). Так, например, бренд RBS (Royal Bank of Scotland) упал в цене на 40,9 процента до 11,3 миллиарда евро, и, соответственно, переместился в рейтинге с 8-го места в прошлом году на 21-е в текущем.
Основной причиной падения цены торговых марок стал глобальный экономический кризис. В то же время, несмотря на экономический спад, подорожали бренды производителей потребительских товаров (в среднем на 5,8 процента), производителей так называемых товаров длительного пользования, как, например, одежды, бытовой техники и электроники (на 2,2 процента), а также розничных компаний (на 0,9 процента).
Бренд "Билайн", по сообщению Европейского института брендов, стал первой торговой маркой из стран Центральной и Восточной Европы, которая смогла попасть в Топ-50 самых дорогих европейских брендов. Цена бренда "Билайн" выросла за год на 27,6 процента. Для сравнения, самый дорогой бренд из Польши - сотовый оператор Polkomtel - подорожал за год на 17,5 процента и в Топ-50 не попал.
Кроме того, не попали в топ-50 и ближайшие конкуренты "Билайна" - МТС и "Мегафон". Это несколько удивляет, особенно если вспомнить, что в апреле текущего года исследовательская компания Millward Brown Optimor в своем рейтинге ста самых дорогих торговых марок мира Global Brands-2009 оценила бренд МТС в 9,189 миллиарда долларов. В Global Brands-2009 попал и "Вымпелком", оцененный в 8,884 миллиарда долларов. В рейтинге самых дорогих российских марок, составленном агентством Interbrand в конце прошлого года, "Билайн" и МТС оценивались в 7,4 и 6,9 миллиарда долларов соответственно. Сколько же стоит "Мегафон", вообще непонятно, так как ни в одном из указанных выше рейтингов он замечен не был.
Впрочем, если пересчитать долларовую стоимость бренда МТС в евро по текущему курсу, то по рейтингу Millward Brown Optimor цена торговой марки чуть превысит 6 миллиардов евро, а по рейтингу Interbrand будет и того меньше - около 4 миллиардов. А в текущем Топ-50 от European Brand Institute оказавшаяся на 50-м месте страховая группа АХА стоит более 6,6 миллиарда евро.
Так что если бы не ослабевший доллар, не исключено, что МТС "поборолась" бы с "Билайном" еще и в Европе.