Экономика
18:59, 5 ноября 2009

Полосатый европеец "Билайн" признали одним из 50 самых дорогих брендов Европы

Ирина Рябова

Европейский институт брендов 5 ноября опубликовал очередной рейтинг 50 самых дорогих брендов Европы. Торговая марка "Билайн", принадлежащая российскому сотовому оператору "Вымпелком", заняла в списке 39-е место. Ближайшие конкуренты "Билайна", МТС и "Мегафон", в рейтинг самых дорогих брендов не попали.

По оценке Европейского института брендов (European Brand Institute), стоимость торговой марки "Билайн" составляет 7,928 миллиарда евро. По сравнению с рейтингом 2008 года, где "Билайн" занимал только 56 место, стоимость российского "полосатого" бренда, как считают специалисты института, выросла на 27,6 процента.

Лидеры и замыкающие

Точная методология составления рейтинга не очень ясна, однако известно, что при подготовке списка институт проанализировал свыше трех тысяч брендов из 16 отраслей в 24 странах Европы. Первые три места в рейтинге заняли крупнейший в мире производитель сотовых телефонов Nokia, холдинг LVMH, выпускающий предметы роскоши и владеющий такими марками как Christian Dior, Kenzo и Givenchy, а также пивоваренная компания InBev. Бренды Nokia, LVMH и InBev были оценены в 35,22, 32,365 и 26,927 миллиарда евро соответственно.

Стоит отметить, что если позиции Nokia и LVMH по сравнению с прошлым годом никак не изменились, то InBev взлетела в списке сразу на 9 строчек (в прошлом году пивоваренный концерн занимал только 12-е место). Бренд InBev подорожал за год на 56 (!) процентов. Показатель роста InBev стал самым сильным среди 50 корпораций, попавших в список. Впрочем, Nokia и LVMH заняли лидирующие позиции даже несмотря на снижение стоимости своих брендов на 8 и 7,3 процента соответственно.

В первую десятку списка Европейского института брендов вошли также Vodafone (стоимость бренда оценивается в 23,789 миллиарда евро), Unilever (22,829 миллиарда), Telefonica (22,128 миллиарда) и Mercedes-Benz (19,392 миллиарда). Замыкают десятку Deutsche Telecom (19,093 миллиарда), BMW Group (18,765 миллиарда) и SAB Miller (18,349 миллиарда евро).

Последние три строчки списка достались производителю автомобилей Porsche, телекоммуникационной компании KPN и страховой группе AXA. Эти бренды, по оценке специалистов института, стоят 6,938, 6,762 и 6,634 миллиарда евро соответственно. При этом KPN не помог даже рост бренда за прошедший год на 9,6 процента.

Вообще, как отмечает Европейский институт брендов в официальном пресс-релизе, по сравнению с прошлым годом сильнее всего потеряли в цене торговые марки финансовых институтов (минус 23,5 процента) и автопроизводителей (минус 9,6 процента). Так, например, бренд RBS (Royal Bank of Scotland) упал в цене на 40,9 процента до 11,3 миллиарда евро, и, соответственно, переместился в рейтинге с 8-го места в прошлом году на 21-е в текущем.

Основной причиной падения цены торговых марок стал глобальный экономический кризис. В то же время, несмотря на экономический спад, подорожали бренды производителей потребительских товаров (в среднем на 5,8 процента), производителей так называемых товаров длительного пользования, как, например, одежды, бытовой техники и электроники (на 2,2 процента), а также розничных компаний (на 0,9 процента).

Российское чудо

Бренд "Билайн", по сообщению Европейского института брендов, стал первой торговой маркой из стран Центральной и Восточной Европы, которая смогла попасть в Топ-50 самых дорогих европейских брендов. Цена бренда "Билайн" выросла за год на 27,6 процента. Для сравнения, самый дорогой бренд из Польши - сотовый оператор Polkomtel - подорожал за год на 17,5 процента и в Топ-50 не попал.

Кроме того, не попали в топ-50 и ближайшие конкуренты "Билайна" - МТС и "Мегафон". Это несколько удивляет, особенно если вспомнить, что в апреле текущего года исследовательская компания Millward Brown Optimor в своем рейтинге ста самых дорогих торговых марок мира Global Brands-2009 оценила бренд МТС в 9,189 миллиарда долларов. В Global Brands-2009 попал и "Вымпелком", оцененный в 8,884 миллиарда долларов. В рейтинге самых дорогих российских марок, составленном агентством Interbrand в конце прошлого года, "Билайн" и МТС оценивались в 7,4 и 6,9 миллиарда долларов соответственно. Сколько же стоит "Мегафон", вообще непонятно, так как ни в одном из указанных выше рейтингов он замечен не был.

Впрочем, если пересчитать долларовую стоимость бренда МТС в евро по текущему курсу, то по рейтингу Millward Brown Optimor цена торговой марки чуть превысит 6 миллиардов евро, а по рейтингу Interbrand будет и того меньше - около 4 миллиардов. А в текущем Топ-50 от European Brand Institute оказавшаяся на 50-м месте страховая группа АХА стоит более 6,6 миллиарда евро.

Так что если бы не ослабевший доллар, не исключено, что МТС "поборолась" бы с "Билайном" еще и в Европе.

< Назад в рубрику