Россия
13:20, 5 ноября 2009

Торжество соборности Власть, ее сторонники и националисты отметили День народного единства

Кирилл Головастиков

4 ноября в России праздновали День народного единства, и он впервые за последние годы прошел практически без эксцессов: ОМОН не валил наземь участников несанкционированных акций, националисты не выкрикивали своих лозунгов в центре Москвы, члены прокремлевских организаций не пели песни на Васильевском спуске, да и не подрался почти никто. Словом, создается впечатление, что народное единство в отношении к празднику и впрямь наступило.

Власть и церковь

Официальный тон празднованию Дня народного единства задал президент Дмитрий Медведев. 4 ноября он был в Суздале, в Свято-Евфимиевском монастыре, где принял участие в церемонии открытия памятника-часовни князю Дмитрию Пожарскому. Воссоздание этой часовни, разрушенной в 1930-е годы, Медведев поддержал еще в 2007 году, в бытность вице-премьером. Президент, в последнее время посвящающий многие свои выступления расстановке акцентов относительно событий российской истории, напомнил, что именно на владимирской земле в начале XVII века решались задачи по воссоединению государства.

И в речи Медведева, и в освещении праздника на центральных телеканалах события осени 1612 года были преподнесены как поворотные: президент заявил, что "это абсолютно особая дата в истории нашей страны", а диктор телеканала "Вести" даже сказал, что ополчение спасло Россию от "всеобщего хаоса", уподобив, таким образом, Минина и Пожарского демиургам из древних мифов. Иначе говоря, праздник, которому в 2009 году исполнилось пять лет, ставится официальной идеологией на первое место.

Впрочем, с телеэкранов всячески напоминали о том, что праздник на самом деле никакой и не новый, а просто возрожденный день Казанской иконы Божьей матери. Этот праздник в честь освобождения Москвы от поляков был объявлен государственным еще в 1649-м и праздновался вплоть до революции 1917 года. О празднике иконы в своей речи напомнил и Медведев; кроме того, выступая в монастыре, президент говорил о вере князя Пожарского, которая наряду с его волей и стойкостью помогла спасти страну. Таким образом, государственному национальному празднику напомнили о его церковном, православном происхождении - пусть и не очень настаивая на этом.

На это, в свою очередь, откликнулись и в РПЦ. И если государственная власть 4 ноября пошла на видимое сближение с церковью, то в РПЦ, в свою очередь, дипломатично подчеркнули, что единство народа достигается за счет мирного сосуществования представителей разных религий. Патриарх Кирилл подчеркнул, что "ни религиозные, ни национальные различия не могут разделять народ"; в шествии у стен Кремля вместе с ним приняли участие представители всех российских конфессий. При этом, конечно, предстоятель РПЦ подчеркнул, что День единства - это исторически День Казанской Божьей матери, видимо, намекая на статус Православной церкви как первой среди равных.

Народ

Массовые мероприятия по случаю Дня народного единства различались в зависимости от того, как их участники это самое народное единство понимали. Если позабыть на минуту о собственно гуляниях, то главную интригу 4 ноября составляло то, как будут уживаться друг с другом "Русские марши" националистического и антинационалистического содержания.

В частности, молодежное движение "Наши", в последнее время активно занимавшееся борьбой против антисоветчика Подрабинека, заранее заявило, что свои "Русские марши" будут проводить под лозунгами дружбы народов. "Елена Исинбаева, Тимур Бекмамбетов, Армен Джигарханян, Иосиф Бродский - все эти люди не русские по крови, но русские по духу и прославили нашу страну на весь мир", - говорится на сайте организации. Еще в октябре во Владимире "Наши" проводили акцию, на которой в пример "полезных" для России инородцев приводились Екатерина II и Александр Пушкин. В знак того, что Пушкин и Бродский "не русские по крови, но русские по духу", "Наши" решили пригласить на свой московский праздник Тину Канделаки и Мишу Галустяна.

В свою очередь у националистов из "Славянского союза" и ДПНИ были свои планы на "Русский марш". Они намеревались пройти шествием по центральным московским улицам, а если столичные власти им это не разрешат, то... присоединиться к "Нашим" во время их "Русского марша" на Васильевском спуске. Лидер "Славянского союза" выразил уверенность, что несколько тысяч националистов смогут затесаться в 20-тысячную толпу, которую планировали собрать "Наши". Пресса сообщала, что молодежная организация решила отгородиться от националистов с помощью продажи билетов на свой "Русский марш".

Неясно, повлияли ли угрозы провокаций со стороны "Славянского союза", однако 4 ноября на Васильевском спуске акции "Наших" не было. "Русский марш" с подзаголовком "Все свои" прошел на набережной Тараса Шевченко - традиционном месте, где московская мэрия разрешает массовые митинги. Пришло туда, по данным ГУВД, 20 тысяч человек. Тоже, конечно, хорошо; однако очевидно, что прошлогоднего действа, когда на Васильевском спуске было "сшито" "одеяло мира", повторить не удалось.

В свою очередь поумерили аппетиты и националисты. Оставив амбициозные планы провести семь тысяч человек по Арбату и Тверской, они организовали акцию в другом месте, также ставшем за последнее время традиционным. "Русский марш" прошел в московском районе Люблино — именно там находится торговый центр "Москва", куда после закрытия Черкизовского рынка перебрались многие торговцы-мигранты. Это не устроило многих жителей района, которые написали письмо президенту, жалуясь на то, что там начала портиться обстановка и им "страшно выпускать детей на улицу".

"Русский марш" в Люблино. Фото Александра Котомина, "Лента.Ру". Кликните по картинке, чтобы открыть фотогалерею
Lenta.ru

Таким образом, свою "целевую аудиторию" члены "Славянского союза" и ДПНИ обрели (бывший лидер последней организации Александр Белов даже сравнивал Люблино с "чайна-тауном"). На их акцию, по данным правоохранительных органов, пришли две тысячи человек; сами националисты говорят о четырех тысячах, что вдвое больше, чем было указано в заявке на проведение мероприятия. Молодые националисты пришли на свой "Русский марш" в медицинских повязках и масках с прорезями для глаз.

О чем вели речь участники марша в Люблино, можно догадаться благодаря сайту ДПНИ: 3 октября там предусмотрительно вывесили список речевок, рекомендованных к коллективному произнесению. Лозунги эти почти без остатка делятся на поэтические (Сегодня – мигранты, завтра – оккупанты! или Избавим русскую нацию – закроем с юга миграцию!) и эмоциональные (лучший, конечно, Кондопога! Кондопога). Милиция требовала у националистов убрать транспарант с надписью "Русский марш" и флаги с нацистской символикой; их владельцев, впрочем, найти не удалось. Кто-то - то ли сторонники шествия националистов, то ли противники, то ли и те и другие - пытался поджигать фаеры, однако в целом акция прошла без серьезных нарушений.

Конечно, не все для националистов прошло так гладко. В Петербурге, например, они подрались с антифашистами после того, как те развернули транспарант с надписью то ли "Фашизм убивает", то ли "Национализм на помойку". Четверых антифашистов милиция задержала. Ну а сторонников ДПНИ из Краснодарского края отговорили участвовать в "Русском марше" "при помощи шантажа", сообщается на сайте организации. Тем не менее, акции националистов прошли еще в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Красноярске и других городах.

Антифашистами и националистами не исчерпывается список участников массовых акций даже в Москве: всего в столице, по данным ГУВД, митинговали 30 тысяч человек. Акция "Единой России" на Поклонной горе, прошедшая под лозунгом "Россия, вперед!", собрала семь тысяч человек; патриотичных единоросов развлекала Надежда Бабкина. В разных местах столицы митинговали ЛДПР, "Евразийский союз молодежи", "Россия молодая" и другие. О празднованиях Дня народного единства по всей стране прилежно отчитывались в новостях, и на телеэкране целый день пели, плясали, водили хороводы, разучивали национальные танцы, протестовали против фальсификации истории и почему-то сдавали кровь.

Обобщая, можно сказать, что к своему пятилетию День народного единства практически прижился в России. Праздник уверенно находит свое место в системе государственной идеологии, а множество людей, разделяющих порою противоположные взгляды, не брезгуют дополнительным выходным днем, чтобы пойти и помитинговать (или просто поплясать на улице). Что же до аполитичных граждан России, то они в большинстве своем, наверное, с удовольствием воспользовались Днем единства так же, как автор этой статьи - и грипповали дома.

< Назад в рубрику