В России появился первый страховщик, который будет работать по законам шариата. Компании "Сафинат" и "Альянс-Капитал" создали "такафул-компанию". Она будет страховать клиентов сразу по нескольким традиционным и экзотическим направлениям, включая автокаско и страхование паломников. Мусульманские страховщики надеются занять в будущем 15 процентов рынка в стране. Однако пока что отрасль исламских финансов в России крайне неразвита по сравнению не только с традиционными мусульманскими странами, но и с Европой.
Краеугольный принцип исламского финансирования заключается в запрещении ссудного процента ("риба") под любым видом. "Аллах разрешил торговлю и запретил рост (то есть ростовщичество - прим. Лента.ру)", - напрямую фиксируется в Коране. Таким образом, любые инструменты, основанные на долге, оказываются вне закона шариата. Это означает, что клиент не может положить в банк деньги, рассчитывая на получение процента. С другой стороны, кредит, выданный по любой - фиксированной или плавающей - ставке, также невозможен.
Между тем, финансовая система - неотъемлемая часть современной экономики, без которой какое-либо развитие сложно себе представить. Данное противоречие "халяльный" финансовый сектор преодолел на основе другого принципа - участия обеих сторон договора в полученной прибыли. По своей сути, любой вид исламского банкинга является инвестицией. С сопутствующими ей плюсами и минусами.
По количеству разнообразных финансовых инструментов исламский банкинг едва ли уступит обычному. Самым распространенным видом кредитования является "мурабаха", представляющая собой нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В рамках данного инструмента кредит обязательно выделяется под конкретную покупку. Собственником товара, на оплату которого взят кредит, является банк - до тех пор, пока клиент не погасит всю оговоренную сумму. "Мурабаха", таким образом, является торговой сделкой, в которой банк приобретает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламской этической системе, в отличие от ссудного процента, не только допускается, но и поощряется.
"Мудараба" - другой вариант банковских услуг, чаще всего применяемый при размещении депозитов. Владелец капитала ("рабб аль-мал") доверяет средства партнеру ("мударибу"), который использует их в том или ином виде бизнеса. Прибыль, полученная от бизнеса, в конечном итоге делится между участниками договора. Убыток же ложится на плечи инвестора, за исключением случаев, когда он произошел по прямой вине оператора средств. В традиционной европейской финансовой системе ближайшим аналогом этой схемы является венчурное финансирование.
Кроме этих видов кредитования, мусульмане активно пользуются "мушарака", предполагающей совместное финансирование того или иного проекта группой участников, в которую могут входить как частные лица, так и организации. Здесь прибыль также делится в полном соответствии с вкладом каждого из участников.
Появившийся в России "такафул", как и два предыдущих вида финансирования, - это разновидность инвестиций. Страхователь передает взносы страховщику с условием, что при наступлении страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают оговоренный в соглашении доход.
Одним из наиболее экзотических для европейца, но широко распространенных в исламских странах является такой финансовый инструмент, как "кардуль хасана". Фактически это - беспроцентная ссуда. Обычно она применяется в целях социальной значимости. К примеру, в Иране банки обязаны тратить на "кардуль хасана" оговоренную часть собственных средств. Эти ссуды, как правило, предоставляются малому бизнесу, для которого такой вид поддержки жизненно важен. Хотя требовать с клиента средства за заем запрещено, заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение ("хиба").
Стоит заметить, что мусульманский инвестор имеет право вкладывать свои средства лишь в "халяльные" виды деятельности. К таковым не относятся производство и торговля свининой, алкоголем, наркотиками, оружием, а также азартные игры.
С учетом сложной системы ограничений, для толкования которых используются мнения авторитетных богословов, исламское финансирование довольно долго пребывало в забвении. Экономическая отсталость, не позволявшая говорить о сколько-нибудь развитом финансовом рынке, также не способствовала росту сферы банковских услуг в мусульманском мире.
Одним из пионеров исламского банкинга стал Египет, где традиционные схемы начали активно применяться еще с 60-х годов. Самой забавной деталью этого процесса было то, что исламское происхождение соответствующих видов банковских услуг замалчивалось - власти боролись с любыми проявлениями фундаментализма.
C 70-х годов, когда высокие цены на нефть позволили целому ряду мусульманских стран накопить значительные капиталы, которые часто инвестировались за рубеж, началась экспансия "финансов по шариату" за пределы Ближнего Востока. В 1978 году в Люксембурге был открыт Исламский финансовый дом, показавший пример банковского дела, работающего на основе мусульманской этики.
С тех пор рост исламского финансового сектора происходил почти что в геометрической прогрессии. Исламские финансовые инструменты вызвали активный спрос со стороны живущих в Европе ближневосточных бизнесменов, а также мигрантов из соответствующих стран. Параллельно с ростом экономики бурное развитие претерпел и банковский сектор в нефтедобывающих государствах Ближнего Востока.
Сейчас общий объем активов отрасли исламского финансирования составляет около триллиона долларов. По оценкам аналитиков, сектор растет на 15-20 процентов в год, тогда как банковские системы Европы и США увеличиваются на 3-4 процента. Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. Европейские бизнес-школы повсеместно открывают факультеты и отделения по исламским финансам.
Лидером среди глобальных центров исламского кредитного дела сейчас является Лондон, где крутятся десятки миллиардов долларов, принадлежащих ближневосточным инвесторам - как государственным, так и частным.
В России исламские финансовые схемы за последние 20 лет не особенно продвинулись в развитии. До сих пор они предлагаются крайне ограниченному числу потребителей в мусульманских регионах страны. Точных оценок "исламской" доли финансового рынка никто не проводил, но едва ли ее объем превышает сотые доли процента.
Между тем, в нашей стране некоторое время назад существовала организация, придерживавшаяся принципов исламского банкинга. Речь идет о "Бадр Форте банке", базировавшемся в Москве. В 2006 году ЦБ отозвал у него лицензию за сомнительные сделки, подпадавшие под действие закона об отмывании преступных доходов и финансировании терроризма.
Заявления организаторов первого российского исламского страховщика о том, что в перспективе они будут контролировать до 15 процентов страхового рынка страны, вызывают у экспертов скепсис. В России люди до сих пор слабо разбираются в классических финансах, а уж осилить новые виды услуг с кучей непонятных арабских терминов будет для них за гранью возможного.
В целом перспективы исламского финансирования выглядят туманными из-за множества ограничений на виды деятельности, не способствующие развитию отрасли. Однако у этой сферы есть и свои преимущества. Исламский банкинг прежде всего основан на инвестициях и глубоком изучении возможных рисков. В то же время именно безрассудная любовь современных финансистов к риску и стала одной из причин текущего экономического кризиса. Так что финансово грамотный и при этом осторожный инвестор, вне зависимости от своей собственной конфессиональной принадлежности, в обозримом будущем вполне может выбрать работу с исламскими правилами банковского дела.