Культура
20:01, 13 ноября 2009

Криминальная "История" Из галереи в Осло украли литографию Мунка

Эдвард Мунк снова попал в криминальную хронику: в Осло из частной галереи украли его литографию "История", а полиция раскрыть преступление по горячим следам не смогла. Работы Мунка крадут далеко не в первый раз, а недавняя история с похищением знаменитого "Крика" больше всего напоминала остросюжетный триллер. Поэтому и на этот раз публика замерла в сладостном предвкушении развития событий.

Преступление произошло вечером 12 ноября. Преступники (вероятно, двое, хотя нельзя исключить и того, что похититель был один) разбили окно в галерее Nyborg Kunst и унесли литографию. Машину, на которой увозили "Историю" - белый Citroen Berlingo, - смогли описать свидетели. Автомобиль скоро нашли, однако ни воров, ни картины в ней уже не было. Впрочем, у полиции якобы уже есть описание внешности одного из похитителей.

"История" представляет собой раскрашенную вручную литографию, размером 98 на 57 сантиметров; ее стоимость оценивается приблизительно в два миллиона норвежских крон, то есть более 355 тысяч долларов. Те же мотивы, что и на литографии, Мунк использовал и в других своих работах, в частности - в росписях на стенах аудитории в университете Осло, законченных в 1916 году (эти декорации состоят из трех частей, одна из которых называется как раз "История", а вторые две - "Солнце" и "Alma Mater"). Литография висела в галерее Nyborg Kunst всего несколько дней: "Историю" выставила на продажу семья, владевшая ею на протяжении долгих лет, и хозяин галереи Паскаль Нюборг рассказал журналистам, что пережил несколько неприятных минут, сообщая владельцам о пропаже работы Мунка.

Галерист заявил, что, судя по тому, как молниеносно сработали воры, они должны были заранее спланировать похищение - в конце концов, Мунк был самым ценным произведением из тех, что в тот момент находилось в помещении, а кроме "Истории" преступники ничего не унесли. Однако искусствовед Гуннар Крог-Хансен (Gunnar Krogh-Hansen), с которым проконсультировалась газета Aftenposten, выразил сомнение в том, что похитители действовали по заказу какого-то серьезного коллекционера. По его словам, такого рода литографии время от времени пускают с молотка - не далее как год назад подобную работу на аукционе Blomqvist продали за 1,5 миллиона крон. Так что, заключает специалист, нет никакого разумного повода заказывать и красть именно этого Мунка.

Крог-Хансен высказал и предположение относительно того, в каком направлении должна искать полиция. Он напомнил о событиях марта 2009 года: тогда из церкви в городе Ларвик была похищена картина Лукаса Кранаха-старшего "Позвольте детям прийти ко мне" (около 1540 года, оценочная стоимость - от 2,1 до 2,8 миллиона долларов). Полиции удалось вернуть картину через три дня после похищения; сообщалось и об аресте подозреваемых, однако дальнейшие детали расследования в СМИ не попали. Однако, судя по всему, информацией на этот счет обладает искусствовед: он рассказал, что после похищения Кранаха стало известно о неких русских коллекционерах, которые занимаются нелегальной торговлей произведениями искусства. По словам Крог-Хансена, есть теоретическая возможность того, что полиция выйдет на тот же след и при расследовании кражи "Истории".

"История" Эдварда Мунка, фрагмент. Кликните на изображение, чтобы открыть полную версию
Lenta.ru

Цены на Мунка сильно выросли за последние четыре года, отметил искусствовед. Это, конечно, связано и с общим подъемом на рынке произведений искусства, однако картины норвежского художника были из числа самых дорогих: в 2008 году, еще до начала мирового кризиса, его живопись перешагнула оценку в 30 миллионов долларов. Рост привлекательности для покупателей сказался и на похищенной "Истории": литографию, которую сейчас оценивают в два миллиона крон, в 2001 году продали всего за 220 тысяч. Впрочем, у воров нет никаких шансов продать ее на открытом рынке, а значит и получить деньги сообразно экспертной оценке. Представитель полиции заявил, что, по его мнению, воры будут требовать "выкуп" за возвращение "Истории".

Значительный интерес обывателей и СМИ к похищению литографии во многом объясняется предыдущими громкими кражами Мунка - и прежде всего самой известной его картины, "Крика". "Криминальная" история картины хорошо известна. "Крик" похищали несколько раз; в начале 1994 года одну из четырех ее версий вынесли из Национальной галереи в Осло. Похитители потребовали за возвращение картины миллион долларов, однако на уступки им не пошли; полиции удалось обнаружить похищенное в относительно короткий срок, в мае того же года. По делу о краже были осуждены двое человек.

Следующее, самое громкое похищение "Крика", произошло в 2004 году. Преступники, угрожая оружием сотрудникам и посетителям музея Мунка, вынесли эту картину, а также другую - "Мадонну". Расследование преступления затянулось, первые аресты последовали только через полтора года, а поиск похищенных работ занял более двух лет; за это время норвежцев успели попугать тем, что воры, отчаявшись продать добычу, уничтожили картины.

"История", впрочем, не "Крик", что ясно хотя бы уже из сопоставления стоимости картин. И Крог-Хансен, отвечая на вопрос, почему воровать Мунка стало своеобразной традицией, дал простой ответ. По его мнению, художник рисовал в настолько своеобразной манере, что не надо быть искусствоведом, чтобы узнать его картину среди прочих. Это еще один довод в пользу того, что "Историю" похитили "случайные" налетчики, которые соблазнились незащищенностью галереи. А это, в свою очередь, дает надежду на то, что преступление будет проще раскрыть.

Кирилл Головастиков

< Назад в рубрику