Экономика
20:39, 16 ноября 2009

Ценой невероятных усилий Россия и ЕС строят газовый кнут для Украины

Антон Ключкин

Россия подписала соглашения со всеми участниками проекта "Южный поток". Трубопровод, который, по словам премьер-министра Владимира Путина, призван "дисциплинировать" Украину, стартует первым, обойдя как "Северный поток", трубу-дублер, так и своего "конкурента" - Nabucco. Теперь "Газпрому", крупнейшему должнику России, предстоит найти десяток миллиардов долларов на строительство трубопровода.

"Южный поток", который на паритетной основе контролируется "Газпромом" и итальянской Eni, должен с 2015 года доставлять газ из России в Европу по дну Черного моря. Это позволит "Газпрому" гнать свое топливо в ЕС, прежде всего в Италию, в обход такого "нестабильного" партнера, как Украина. Премьер-министр России Владимир Путин на встрече с федеральным канцлером Австрии в ноябре откровенно заявил, что "Южный поток" поможет Москве "дисциплинировать" партнеров по транзиту.

В минувшую субботу, 14 ноября, в Москве было заключено соглашение между Россией и Словенией о взаимодействии в энергетической сфере. "Мы подписали соглашения со всеми европейскими партнерами, необходимые для осуществления этого проекта", - сказал премьер-министр России Владимир Путин после подписания договора со словенским коллегой Борутом Пахором. Ранее акционеры договорились о строительстве газопровода с другими странами-участницами проекта - Италией, Венгрией, Болгарией, Грецией, Сербией и Турцией.

""Южный поток" становится большим общеевропейским проектом", - утверждает Путин, и с главой российского правительства трудно не согласиться: на совместные усилия с Москвой по "дисциплинированию" Киева европейцы пошли как-то уж слишком легко. Так, глядишь, Москва получит еще и всю необходимую документацию на строительство "Северного потока", который по дну Балтийского моря протянется в Германию.

Короче говоря, Москве с помощью Евросоюза, на который столько надежд возлагал Киев, удалось взять Украину в трубопроводное кольцо. Победа эта, однако, легко может оказаться пирровой.

Мнение о том, что газопроводы South Stream ("Южный поток") и Nord Stream ("Северный поток") выросли, прежде всего, как дополнение к многочисленным провалам в российско-украинской политике, уже высказывал украинский президент Виктор Ющенко. Более полугода назад он назвал газопроводы "политическими", а также заявил, что "украинский путь доставки... самый эффективный, надежный и самый экономический". Рациональное зерно в словах Ющенко, безусловно, есть. Да и в Москве это уже не скрывают.

"Эффективность" и "надежность" украинской ГТС, о которых говорит Ющенко, безусловно, понятия спорные, поскольку зависят эти параметры от качества госуправления и политической позиции властей не только самой Украины, но еще и России. Любой внутриполитический кризис на Украине может стать причиной очередной газовой "войны" с российской стороной. В таком случае вся эффективность и надежность транзита в ЕС тут же летят в тартарары. Поэтому оценить эти параметры непредвзято сложно, а вот "экономичность" - куда более прозрачная категория. Тут прав, скорее, Ющенко.

Пропускная способность "Южного потока", по планам, составит 63 миллиарда кубометров газа в год, а его стоимость оценивается в 19 - 24 миллиарда долларов. "Северный поток" сможет поставлять в Европу 55 миллиардов кубометров газа ежегодно, а его строительство обойдется в 7,5 миллиарда долларов. В результате "Газпром" потратит на строительство газопроводов не менее 10 миллиардов долларов, без учета долей, которые оплатят европейские партнеры, но все так же будет вынужден прибегать к услугам украинских газовиков.

При этом пропускная способность украинской ГТС на входе составляет 290 миллиардов кубометров газа в год, на выходе - 175 миллиардов кубометров. Украина поставляет в ЕС 80 процентов экспортируемого в дальнее зарубежье российского газа, которым Брюссель закрывает более 20 процентов своих потребностей в топливе. Россия же ежегодно выплачивает Украине около 2 миллиардов долларов за транзит газа в ЕС. Средств, которые "Газпром" потратит на строительство газопроводов, вполне хватило бы, чтобы оплатить увеличение ставки транзита в течение как минимум пяти лет, обеспечив Киеву "прибавку", которой тот давно уже добивается. Другой вариант: деньги можно было бы инвестировать в модернизацию украинской ГТС.

Использовать эти средства в качестве "пряника" для Украины было бы гораздо более полезно, ведь кнут у Москвы уже есть: газовые соглашения с Киевом до 2019 года. Эти документы, которые "Газпром" наотрез отказывается пересмотреть, дают Москве отличную возможность давить на Киев угрозами гигантских штрафов за невыбранный газ. Направлять в данной ситуации немалые средства на строительство новых "кнутовых" трубопроводов, с учетом падения спроса на более дорогой российский газ в ЕС, - слишком дорогое удовольствие (цены "Газпрома" в долгосрочных контрактах на поставку газа зачастую вдвое выше биржевых расценок на топливо в Евросоюзе).

Политическая конкуренция здесь превалирует над экономической целесообразностью. "Газпром", возглавляющий список крупнейших компаний-должников России, мог бы быть и менее расточительным.

В Москве, впрочем, так не считают. Споры с Киевом попортили немало крови российским газовикам и политикам, поэтому трубопроводы будут построены, хотя логичнее было бы договориться с Украиной к обоюдной выгоде. Строительство "потоков" – следствие недееспособности внешней политики России, которая научилась использовать газовые трубы в качестве оружия, но не базы для партнерства. Политически нестабильный Киев был и будет угрозой энергетической безопасности всего региона, а Россия то ли не желает, то ли не способна решить эту проблему и поэтому с маниакальным упорством будет строить "потоки" и предлагать ЕС подкинуть "миллиардик" Киеву.

Взглянуть же на строительство "Южного потока" с "антиукраинских" позиций полезно и с другой целью: заявления Москвы, что Nabucco не является конкурентом для "Южного потока", сразу приобретают новое звучание. Действительно, о какой конкуренции может идти речь, если Россия строит "Южный поток", чтобы застраховаться от украинской нестабильности, а Евросоюз строит Nabucco, чтобы застраховаться от украинско-российской.

Кроме того, пропускная способность Nabucco не превысит 30 миллиардов кубометров газа в год, что едва позволит удовлетворить потребности в газе одной только Германии. Речь о диверсификации поставок газа в ЕС не идет: "Южный поток" и Nabucco, по сути своей, преследуют одну и ту же цель, а посему считать их конкурирующими сложно.

Киеву должно быть обидно.

< Назад в рубрику