Мир
21:54, 16 ноября 2009

Болевой порог Пентагон запретил публиковать фотографии пыток в военных тюрьмах США

Алексей Пономарев

Министр обороны США Роберт Гейтс запретил публикацию фотографий, на которых запечатлены издевательства над военнопленными в американских военных тюрьмах. По мнению главы Пентагона, обнародование этих фотографий поставит под угрозу безопасность граждан США, работающих за пределами страны.

С приходом к власти Барака Обамы правозащитники связывали большое количество надежд. Во-первых, считалось, что новое правительство должно обнародовать всю информацию, связанную с многочисленными нарушениями прав человека в военных тюрьмах, а во-вторых, еще и наказать людей, осуществлявших эти жестокие действия, санкционированные на самом высоком уровне.

Обама активно высказывался на эту тему во время предвыборной кампании, однако, вступив в должность, стал относиться к бесчеловечным действиям американских военных более терпимо. Новый президент то заявлял о том, что вовсе не будет наказывать военных и агентов ЦРУ, участвовавших в пытках, так как они просто выполняли приказ, то говорил, что все-таки не будет препятствовать расследованию наиболее жестоких случаев. Трудно сказать, где при таком раскладе должна проходить тонкая грань между оправданно жесткими допросами и недопустимо жестокими пытками. Слишком уж многих (или даже почти всех) людей, попадавших в "Гуантанамо", "Абу-Граиб" и другие не столь отдаленные места, подвергали психологическому давлению, используя при этом запредельно громкую музыку, травлю собаками, "пытку водой" или просто грубую силу.

Весной 2009 года житель Туниса Рафик Алами, задержанный спецслужбами вскоре после терактов 11 сентября, подал в суд на ЦРУ за применение к нему пыток. Особое внимание истец уделил тому факту, что пытать его начали еще в декабре 2001 года, в то время как первая официальная (хотя и тайная) инструкция о методах допроса предполагаемых террористов была издана администрацией Буша в августе 2002-го. То есть сотрудники ЦРУ на тот момент отнюдь не выполняли приказ начальства, а просто проявляли инициативу.

В качестве ответчиков по этому делу проходят более 20 официальных лиц в руководстве американской армии и разведки, в том числе бывший и действующий министры обороны - Доналд Рамсфелд и Роберт Гейтс. Не очень понятно, каким образом суд США может удовлетворить иск подозреваемого в терроризме к руководству страны, но, тем не менее, прецедент создан. Правда, никаких новостей о развитии дела Алами за последнее время не поступало.

Что же касается решения о запрете на публикацию фотосвидетельств пыток, то оно назревало давно. Фактически Барак Обама объявил об этом еще в мае 2009-го, примерно месяц спустя после того, как лично пообещал опубликовать компрометирующие фотографии. На резкую смену настроения президента повлияли соображения о безопасности американцев, работающих за рубежом, которые могли пострадать от рук террористов, раззадоренных увиденным. Окончательное вето, 15 ноября наложенное на публикацию фотографий Робертом Гейтсом, фактически повторяло заявление президента. Раньше министр обороны не имел достаточных полномочий для принятия подобного решения, однако получил их после одобрения Сенатом и Обамой нового закона о бюджете министерства национальной безопасности.

Впрочем, правозащитники не теряют надежды. Американский союз за гражданские свободы (ACLU) продолжает настаивать на публикации снимков. Подпитывает эту надежду то, что Обама все-таки не отступается от своего первоначального курса и старается по возможности ошибки администрации Буша исправлять. Расследования по делам о пытках в военных тюрьмах ведутся, а двум обвиняемым уже вынесены приговоры.

Леон Панетта. Фото AFP
Lenta.ru

Другой вопрос, стоит ли из-за одних лишь абстрактных принципов борьбы за гражданские права выносить свою развед-кухню на всеобщее обозрение. В этом смысле абсолютно понятна позиция директора ЦРУ Леона Панетты, специально обратившегося к окружному судье Аллену Хеллерстайну с открытым предостерегающим письмом. Хеллерстайн как раз рассматривает иск ACLU к правительству США и частично уже удовлетворил требования правозащитников. В письме же Паннеты говорится о том, что публикация дополнительных сведений (судебных сообщений и фотографий) о методах ведения допросов против террористов сыграет прежде всего на руку "Аль-Каеде".

"Я считаю обоснованными опасения того, что раскрытие разведданных об "Аль-Каеде" нанесет большой вред национальной безопасности, так как наши враги узнают, что нам известно о них, а также когда и в каких обстоятельствах мы получили эти разведданные", - пишет Панетта.

Стоит вспомнить, что и новый глава национальной разведки США Деннис Блэр несмотря на всю критику в адрес действий администрации Буша не мог не признать - полученные в результате пыток террористов сведения были очень важными. А если вспомнить эмоциональный фон, сопровождавший американскую антитеррористическую кампанию после 11 сентября, становится очевидно, что разведчики и военные даже при отсутствии официальных санкций на применение пыток обязаны были добывать информацию о противнике любой ценой.

С другой стороны, действия под лозунгом "цель оправдывает средства" уже не сойдут американцам с рук после провала администрации Джорджа Буша в Ираке. Безрезультатные поиски оружия массового поражения, существованием которого, в частности, оправдывались и пытки военнопленных, дали Бараку Обаме массу козырей в рамках предвыборной кампании, но и расхлебывать все это теперь придется ему же. И если лично Обаме мир еще готов доверять, то ни о каком сопереживании американским военным говорить не приходится. Ведь несмотря на смену власти, в армии и разведке США служат все те же люди, которые несколько лет назад проводили войсковые операции в иракских городах и мучили военнопленных мелодиями и ритмами зарубежной эстрады.

< Назад в рубрику