Экономика
12:50, 19 ноября 2009

Более не деревянный Российские власти закрывают глаза на взлет рубля

Дмитрий Мигунов

Курс рубля, стабильно растущий в последние месяцы, судя по всему, будет укрепляться и дальше. Все усилия Центробанка, пытающегося предотвратить слишком быстрое усиление российской валюты, большого результата не дали, так как фундаментальные причины этого процесса по-прежнему остаются в силе. Тем более что несмотря на все заявления о нежелательности сильного рубля для экономики страны, власти обнаруживают и позитивные стороны у данного явления.

Угрозой чрезмерного укрепления рубля к иностранным валютам эксперты и чиновники были озабочены до начала кризиса. С тех пор как на финансовых рынках всего мира развернулись небывалые потрясения, актуальность этой темы упала до нуля. Тогда рубль, напротив, стремительно обваливался, причем некоторые аналитики давали совершенно фантастические оценки дна падения - до 50 рублей за доллар или даже выше. Впрочем, забавно эти предсказания смотрятся только сейчас, а в тот момент паника на валютном рынке была совершенно беспрецедентной.

Но сейчас причины для беспокойства другие. Начиная с середины июля доллар снижается к рублю с неизменной скоростью один рубль в месяц (если исключить краткосрочные искривления графика).

Для российской экономики это может быть плохой новостью. Экспортеры, многие из которых только-только начали приходить в себя после кризиса, нуждаются в дешевом рубле, чтобы зарабатывать больше на вывозе своих товаров. При высокой стоимости российской валюты их прибыль падает. Но и производству, работающему на внутренний рынок, такая конъюнктура тоже не по нраву. Импорт становится более доступным, а значит и конкурентоспособность российских предприятий снижается.

С сентября российские официальные лица начали выражать недовольство существующей на рынке тенденцией. Так, премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство не допустит "чрезмерного укрепления рубля". В свою очередь, меры начал принимать Центробанк, который стал скупать американскую валюту на рынке. В конце сентября ЦБ за два дня выкупил более 2,5 миллиарда долларов, что стало рекордным показателем в этом году. В октябре закупки увеличились, достигнув по итогам месяца более 15 миллиардов долларов.

График курса доллара за три месяца с сайта ЦБ РФ
Lenta.ru

Такая активность на рынке позволила ЦБ резко нарастить международные резервы России, которые в предыдущие полгода колебались вокруг отметки 400 миллиардов долларов. За последние же три месяца объемы резервов подскочили почти на 35 миллиардов долларов.

Однако если усилия ЦБ как-то и сказались на стабилизации курса, то широкая публика этого не заметила. Предпринятые монетарными властями меры и не могли по-настоящему помочь, поскольку фундаментальные факторы укрепления рубля остались прежними.

Речь идет главным образом о финансовой политике американского правительства. Едва ли на нее может повлиять хоть кто-то в мире. Все упреки из-за рубежа по поводу занижения доллара администрация президента США и ФРС пропускают мимо ушей. К декабрю прошлого года американский регулятор понизил базовую ставку фактически до нуля, а также предпринял еще ряд мер, суть которых можно описать словами "запуск печатного станка на полную мощность". Другие страны в своих антикризисных усилиях были значительно более осторожны. В результате доллар просто не мог не начать дешеветь.

Более того, американская валюта превратилась в инструмент "кэрри-трейд" (до кризиса эту функцию в глобальном масштабе выполняла японская иена). Процесс, любимый спекулятивными инвесторами по всему миру, в общем случае сводится к заимствованию средств в валюте страны с более низкими ставками и инвестирования в страну с более высокими. Это один из классических способов делать деньги практически из воздуха. Активность кэрри-трейдеров привела к массовому притоку валюты США на фондовые рынки иностранных государств. Таким образом, мир сейчас просто купается в долларах.

Это отнюдь не только проблема России, со схожими трудностями сталкиваются и другие развивающиеся страны. Бразилия, например, ограничила деятельность иностранных спекулянтов, введя специальный налог на зарубежные кредиты и инвестиции. У российских властей духу на такое решение пока не хватило. Лишь Китай взирает на происходящее равнодушно, поскольку его валюта не является конвертируемой и жестко привязана к доллару.

Вместе с тем, возникает вопрос: а нужно ли максимально жестко противодействовать процессу укрепления национальной валюты? Помимо неприятных последствий, он имеет и вполне позитивный эффект. На примере России это особенно заметно, так как впервые за последние 20 лет страна на несколько месяцев забыла, что такое инфляция. Конечно, нулевой рост цен имеет под собой целый комплекс причин, но удешевление доллара - несомненно, одна из них.

Не стоит забывать, что приостановка инфляции и доступность импорта позитивно воздействуют на внутренний рынок. Для рядового потребителя они становятся своеобразной "подушкой" в условиях тяжелейшего финансового кризиса. Следовательно, и пресловутый "средний класс", о благе которого так любят рассуждать политики, будет сокращаться не так быстро, как это ожидалось ранее. Поэтому с точки зрения политической конъюнктуры крепкий рубль является скорее благом, чем злом. А значит, относительное бездействие властей при ослаблении доллара носит вполне осознанный характер.

< Назад в рубрику