Господин председатель

Малоизвестный бельгийский политик возглавил 500-миллионное содружество наций

Бельгийский премьер-министр Херман ван Ромпей (Herman Van Rompuy), фламандец по происхождению, избран президентом Европейского совета. Этот скромный автор хайку из брюссельского пригорода, внешне напоминающий мастера Йоду из "Звездных войн", на ближайшие два с половиной года стал главным человеком в крупнейшем политико-экономическом сообществе наций площадью 4,23 миллиона квадратных километров с населением в 493 миллиона человек.

13 ноября после длительных переговоров Чехия поставила свою подпись под Лиссабонским договором, завершив двухлетнюю ратификацию документа. В договоре была введена должность президента Европейского совета (European Council, не путать с Советом Европы - Council of Europe!), а сам Евросовет, состоящий из высших должностных лиц стран - членов содружества, получил дополнительные полномочия, став на практике важнейшим органом власти в ЕС.

Несмотря на громкую должность, фактически функции нового главы Евросовета носят административный характер. Председатель, сам лишенный права голоса, "присматривает" за действительно властной структурой, являясь скорее не президентом, а эдаким королем, который властвует, но не управляет.

Главная интрига прошедших выборов была связана с вопросом, кому же главы государств-членов ЕС, участвовавших в голосовании, отдадут свои предпочтения: влиятельному и известному представителю крупной страны или менее заметному выходцу из небольшого государства? Политику из "старой" или "новой" части Европы?

Основным конкурентом ван Ромпея был бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, которого поддерживало мощное британское лобби. Лейборист Блэр, однако, не устроил два "локомотива" ЕС - Францию и Германию с их правоцентристскими лидерами. Левоцентристы также оказались не в восторге от перспективы увидеть лицом Евросоюза человека, который, в частности, был инициатором ввода британских войск в Ирак. В четверг Блэр сам снял свою кандидатуру с голосования.

Другим видным претендентом стал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, влиятельный в банковских кругах. Поддержки стран Восточной Европы не хватило для победы экс-президенту Латвии Вайре Вике-Фрейберге, которая стала единственной женщиной-кандидатом. Интересно, что это уже не первая попытка латвийской "железной леди" получить влиятельное кресло вдали от родной страны. В 2006 году она была официальным кандидатом на должность Генерального секретаря ООН.

Наименее известный из четверки претендентов Херман ван Ромпей обошел всех кандидатов.

Некоторые СМИ поспешили в своих сообщениях назвать ван Ромпея "президентом Евросоюза" или "президентом Европы". Столь мечтательный статус, тем не менее, не совсем корректен: официально должность ван Ромпея называется "президент Европейского совета". Эта структура – верховный политический орган Евросоюза, состоящий из глав-государств 27 стран - членов альянса и президента Европейской комиссии. До вчерашнего дня в ЕС действовала система, при которой глава Европейского совета сменялся каждые шесть месяцев. Согласно принципу ротации власти в ЕС, президентом Европейского совета на этот срок становился глава государства страны-председателя. Последним главой Евросовета, назначенным по этой схеме, стал премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельд (Fredrik Reinfeldt). Он передаст свои полномочия ван Ромпею 1 декабря.

Согласно утвержденному Лиссабонскому договору, теперь Европейский совет окончательно отделен от Совета министров ЕС (Council of Ministers). Наделенный новыми полномочиями, этот орган стал играть значительно большую роль в вопросах, касающихся правоохранительной и судебной системы, внешней политики Евросоюза и внутреннего устройства альянса.

Фактически от Евросовета теперь будет зависеть состав Еврокомиссии. Также он будет определять порядок проведения выборов в Европарламент. Но самое интересное, что впервые в руках одного органа ЕС сосредоточены полномочия по приостановке членства отдельных стран. Это - несомненное свидетельство усиления Евросоюза как института с единой политикой, поскольку ранее на небольшую страну, заблокировавшую принятие важного для Евросоюза решения, найти "управу" было практически невозможно.

Поменялся и порядок принятия решений. Ранее при голосовании в Совете министров ЕС все страны, независимо от их размера, обладали равным количеством голосов - за исключением Франции, Германии, Великобритании и Италии, которые наделялись немного большим весом. Также при старой системе любая из 27 стран-членов могла наложить право вето, и решение оказывалось заблокированным. Эта страновая демократия по сути привела к стагнации Европейского союза как политического института, напомнив миру о характерном примере из европейской истории. Аналогичное право вето имели делегаты на общем Сейме Речи Посполитой во второй половине XVIII века. Из-за этого важные общенациональные решения не принимались годами, что стало одним из факторов, приведших к краху и последующему разделу слабого государства между Пруссией, Австрией и Россией.

Новый порядок устраняет этот недостаток. Теперь количество голосов, которое имеет та или иная страна при принятии решений на общеевропейском уровне, установлено пропорционально ее населению. Решения практически во всех сферах могут быть приняты "квалифицированным большинством" - как минимум 55 процентами государств, представляющих не менее 65 процентов населения ЕС. Право вето, таким образом, ушло в историю.

Что же новый, пусть и формальный, глава содружества может предложить Европейскому союзу?

Американское агентство деловой информации Bloomberg в своей характеристике формального главы ЕС отмечает его как опытного экономиста, который перед уходом в политику три года (с 1972 по 1975) проработал в бельгийском Центробанке. В 80-е и 90-е ван Ромпей занимал различные должности в бельгийском правительстве. Известно, что своей деятельностью на посту министра бюджетной политики он помог снизить внешний госдолг Бельгии со 135 до 100 процентов ВВП.

Ван Ромпей известен также как последовательный сторонник извлечения денежных средств для скорейшего выхода из финансового кризиса путем введения дополнительных налогов для сверхприбыльных предприятий. Так, 13 ноября, еще в ранге премьер-министра Бельгии, он заявил, что его страна в следующем году введет дополнительные налоги с прибыли банков, страховых компаний и операторов атомных электростанций. Полученные средства будут направлены на погашение дефицита бельгийского бюджета.

Интересно, что новый президент Евросовета - убежденный противник присоединения Турции к Евроосюзу. В 2004 году он недвусмысленно заявил: "Турция - не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства - такого, как Турция".

Напомним, что против расширения ЕС за счет Турции в мае выступил уже известный нам правоцентристский альянс Саркози-Меркель. Возможно, именно позиция ван Ромпея по этому вопросу и стала решающей для того, чтобы локомотивы Евросоюза поддержали его кандидатуру, ставшую удобной для многих в ЕС.

Кроме всего прочего, "компромиссная" фигура своим назначением сама устанавливает великий консенсус. За неполные 11 месяцев нахождения у власти в Бельгии премьер-министр ван Ромпей запомнился одной важной вещью: ему удалось примирить валлонцев и фламандцев, разногласия между которыми при предыдущем премьер-министре едва не привели к расколу бельгийского государства. Теперь же представитель интересов Фландрии, известной своими сепаратистскими настроениями, де-юре стал у руля Евросоюза. Произведенное назначение не так много стоило европейским лидерам. Но Бельгии, которая была одной из стран - основательниц ЕС, оказанная ван Ромпею честь позволит сохранить межнациональное спокойствие, а значит - ни много ни мало - сохранить территориальную целостность.

Николай Анищенко