Интернет и СМИ
12:14, 20 ноября 2009

Вредный бизнес Google и Facebook объявили войну мошеннической рекламе

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Общеизвестен главный принцип корпорации Google - "Don't be evil", то есть "Не будь злым". В середине ноября крупнейший в мире поисковик изменил своему принципу. Он объявил, что рекламодатели в системе AdWords, разместившие мошеннические объявления, будут навечно забанены в рекламной сети.

Спам присылают не для того, чтобы досадить пользователю, а чтобы продать товар. Компьютеры заражают не просто так, а для того, чтобы управлять ими и сдавать их услуги внаем. В компьютерные системы банков залезают не хакеры-романтики, а жадные до чужих денег граждане.

Объем теневой экономики интернета - миллиарды долларов. Одним из самых обсуждаемых в последнее время сегментов этого царства Аида является мошенничество с интернет-рекламой.

Дело обстоит просто. Злоумышленники размещают объявление, которое ведет либо на страницу с "проверенной" схемой быстрого обогащения, либо, что бывает еще чаще, на страницу с целой коллекцией вредоносных программ. Иногда пользователям предлагается бесплатно скачать антивирус, который избавит компьютер от всех возможных угроз.

Беда в том, что полностью предотвратить размещение подобных объявлений вряд ли возможно. AdWords во многом полагается на автоматический анализ страниц, на которые ведет ссылка. Хорошо хотя бы то, что такие страницы уже пять лет проверяют особо въедливые роботы.

Казалось бы, опасность преувеличена - сколько пользователей кликнут на вредоносные объявления? Однако при масштабах Google все меняется. Дело в том, что при обнаружении подозрительной страницы поисковику требовалось несколько часов на ее проверку. За это время мошенники могли заразить тысячи компьютеров.

Так как оплата поисковой рекламы производится за клик, получалось, будто Google продает пользователей мошенникам. Репутационный ущерб, наносимый поисковику, слишком велик, чтобы не обращать на него внимания. Наносится ущерб и репутации сайтов - партнеров Google, которые публикуют на своих страницах объявления при помощи системы контекстной рекламы AdSense.

Поэтому теперь Google будет сначала замораживать подозрительную учетную запись и лишь потом разбираться, имело ли место нарушение. Более того, будут заблокированы и все записи, каким-либо образом связанные с нарушителем.

Войну мошенникам объявил, конечно, не только Google. Свои немалые счеты с ними у крупнейшей социальной сети мира, Facebook. Больше, чем рекламодателей, нарушающих правила сервиса, в Facebook ненавидят разве что спамеров. У последних социальная сеть, кстати, недавно отсудила 711 миллионов долларов.

Аудитория Facebook превышает 300 миллионов человек. В среднем посетитель социальной сети ежедневно проводит в ней около получаса. За это время он успевает прочесть сообщения, поиграть в одну из игр и просмотреть множество рекламных объявлений.

Самые популярные игры и приложения Facebook объединяют миллионы участников. За качеством рекламы в них следить непросто, тем более что они часто используют рекламные сети, не имеющие отношения к Facebook.

В марте администрация сети извела на корню объявления, касающиеся возможности получить грант из бюджета на развитие экономики США. Через несколько месяцев они начали переговоры с создателями приложений и добились блокирования вредоносной рекламы.

Facebook удалось убедить в своей правоте разработчиков около сотни приложений, половина из которых обладала аудиторией в миллион и более человек. Но такая борьба была бессмысленной, потому что злоумышленники часто никакого отношения к приложениям, о которых идет речь, не имели.

Потерявший всякое терпение Facebook пообещал закрыть рекламные сети, где обнаружатся обманные объявления. Ожидается, что такая обработка ресурса напалмом позволит избавиться от мошенников.

Любители обмана настолько надоели всем, что в ход пошла и тяжелая артиллерия. Недавно Сенат США обнаружил, что 30 миллионов американцев во время походов по интернет-магазинам видели всплывающее окно, которое предлагало получить после покупки часть денег обратно.

Нажав "Yes", жертвы вскоре обнаруживали, что автоматически передали куда не надо данные о своей кредитной карте, а месячный платеж за услугу составляет 12 долларов. Сенат оценивает нанесенный покупателям ущерб в 1,4 миллиарда долларов.

Как сказал сенатор Джей Рокфеллер, "это не по-американски".

< Назад в рубрику