Россия
19:47, 20 ноября 2009

На веру с пистолетом На юге Москвы убит священник-миссионер

Вечером 19 ноября в православном храме на юге Москвы был застрелен священник Даниил Сысоев. Он был известен активной миссионерской деятельностью среди неправославных жителей Москвы, в том числе мусульман и представителей различных сект. Следствие выдвигает в качестве основной версии убийство по мотивам религиозной нетерпимости.

Как установили правоохранительные органы, примерно в 22:40 в храм апостола Фомы, расположенный в доме 4 по улице Москворечье, зашел неизвестный. Его лицо скрывала марлевая повязка, но это не вызвало подозрений, так как многие люди пытаются предохраниться таким способом от заражения гриппом. По версии следствия, преступник несколько раз позвал священника по имени, и когда тот вышел к нему, выстрелил Сысоеву в голову и грудь. Также ранение в грудь получил находившийся рядом регент Владимир Стрельбицкий.

Убийца скрылся с места преступления пешком, а оказавшиеся поблизости прихожане позвонили в милицию и на собственных машинах отвезли раненых в больницу. Сысоев скончался на операционном столе, не приходя в сознание, а Стрельбицкого удалось спасти.

На сайте миссионерского центра, который был организован при храме, само преступление описывается чуть иначе. По этой версии преступник сразу же открыл стрельбу, ранив регента, и при этом звал Сысоева. Настоятель вышел на шум, так как находился в алтаре и готовился исповедовать. Убийца несколько раз выстрелил в священника, а когда тот упал, то произвел контрольный выстрел в голову.

Следствие не исключает, что убийца отправился к одной из ближайших станций метро. В связи с этим были изъяты записи с камер наружного наблюдения на "Кантемировской", "Каширской" и "Царицыно". Установлено, что непосредственно перед убийством Сысоеву звонили с мобильного телефона и угрожали. По некоторым данным, это мог быть убийца. Владелец номера телефона был тут же установлен, и по его домашнему адресу выехали оперативники. Однако этот человек в указанном месте не проживал.

Орудие преступления найдено не было. Неизвестно даже, какой марки был пистолет, из которого велся огонь: по одним данным ТТ, по другим - ПМ. Следствие принимает все меры по раскрытию преступления, контроль за расследованием которого как особо знакового взяли на себя начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев и глава СКП РФ Александр Бастрыкин.

Приоритетной версией следствия является убийство по религиозным мотивам. Сысоев активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, среди московских мусульман, а также представителей различных сектантских направлений в христианстве. Кроме того, он был известен как противник неоязыческих движений. Сысоев является автором нескольких книг, посвященных взаимоотношениям религий, и множества публикаций в прессе.

В православных кругах активно продвигается версия о том, что к убийству священника причастны мусульманские экстремисты. Такой вывод делается на том основании, что Сысоев часто выступал с критикой радикальных направлений в исламе, что вызывало ответную критику со стороны мусульман. Кроме того, Сысоев неоднократно получал угрозы убийством и на мобильный телефон и по электронной почте. Об этом он и сам говорит в своем ЖЖ.

Возможно, поэтому сразу и получила хождение версия о том, что убийца был кавказец. В первых сообщениях об убийстве говорилось, что такие показания дал раненый регент, по словам которого преступник был молодым человеком среднего роста, кавказской внешности, одетый в черную куртку и синие джинсы. Однако опубликованные показания свидетелей вносят разнобой в это описание. Так, еще по одной версии, убийца был ростом около 190 сантиметров и плотного телосложения. К тому же одни свидетели говорят, что стрелявший был одет в темную одежду, другие - в бежевый свитер, а третьи - что в серый плащ.

Даниил Сысоев. Фото с сайта mission-center.com
Lenta.ru

В правоохранительных органах подтверждают, что Сысоев получал угрозы физической расправы и даже обращался в связи с этим в ФСБ. Однако следствие склонно рассматривать версию о причастности к убийству не радикальных мусульман, а славянских неоязычников, так называемых "родноверов".

Если рассматривать религиозную версию убийства как основную, то его причины может прояснить деятельность Сысоева. Он был инициатором создания при храме апостола Фомы Миссионерского центра, среди приоритетных задач которого упоминаются "реабилитация пострадавших от лжерелигий, тоталитарных сект и оккультных воздействий" и "деятельность по ознакомлению нехристианских диаспор с основами православного христианства". Созданное при центре издательство выпускало книги в том числе и по межконфессиональным отношениям: "Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм" и "Брак с мусульманином".

Убийство священника вызвало к жизни и конспирологические версии о причастности к нему некоей третьей силы, которая стремится вызвать напряжение между российскими мусульманами и христианами, что привело бы к дестабилизации обстановки в стране.

Столь резонансных преступлений в отношении священнослужителей в России не было давно, по крайней мере с гибели Александра Меня в сентябре 1990 года. Он, как и Сысоев, был видным богословом, поэтому его убийство обросло множеством слухов. К слову, оно так и не было раскрыто. Но большинство совершенных за последние годы убийств священников происходило либо на бытовой почве либо с целью получения материальной выгоды. Исключение составляют разве что подрывы церквей на юге Москвы, в которых обвинили родноверов.

С осуждением убийства Сысоева выступили лидеры мусульманских и иудейских религиозных общин России. Патриарх Московский Кирилл, которому 20 ноября исполняется 63 года, отметил, что убийство священника это не только тяжкий грех, но и вызов Богу. Вместе с тем глава РПЦ призвал воздержаться "от любых поспешных обвинений или резких суждений в адрес тех или иных лиц или групп".

< Назад в рубрику