Одна из главных дискуссионных тем в США в последние дни - предстоящий суд над организаторами терактов 11 сентября 2001 года. В администрации Барака Обамы решили перевести Халида Шейха Мохаммеда и четверых его сообщников из Гуантанамо на материк и отдать их дело на рассмотрение гражданского федерального суда в Нью-Йорке. Процесс пройдет в непосредственной близости к месту, где некогда возвышались башни-близнецы Всемирного торгового центра.
В воскресенье адвокат одного из обвиняемых - Али Абдель Азиза Али (Ali Abd al-Aziz Ali) - объявил, что его подзащитный вместе с товарищами решил вину в суде не признавать: таким образом, процесс состоится и будет длиться неопределенный срок, что позволит обвиняемым публично заклеймить агрессивную внешнюю политику США. Ранее, когда их дело было на рассмотрении военной комиссии - специальной судебной инстанции, созданной в Гуантанамо при Джордже Буше, - обвиняемые подписали документ, в котором полностью брали на себя ответственность за события 11 сентября. Мохаммед (Khalid Sheikh Mohammed) - тот и вовсе провозгласил себя "мозгом" террористической операции, подготовившим атаки "от A до Z". Но если прежде обвиняемые, по всей видимости, стремились стать мучениками и изо всех сил добивались для себя смертной казни, то теперь вознамерились прибегнуть к иной тактике.
Как говорит адвокат Скотт Фенстермейкер (Scott Fenstermaker), пятеро обвиняемых посовещались и решили, что скамья обвиняемых в федеральном суде - отличная трибуна для изложения "их оценки американской внешней политики". Оценки, само собой, негативной. Решение это вполне предсказуемое, и оно оправдывает опасения многих политиков: критики администрации Обамы, в основном республиканцы, говорили, что власти фактически обеспечивают террористам трибуну для пропаганды. В свою очередь, государственные лица и сторонники администрации уверены, что несмотря на все потуги обвиняемых процесс лишь продемонстрирует их (обвиняемых) "трусливую" сущность, с одной стороны, и эффективность американского правосудия, с другой.
В группу обвиняемых по делу об организации крупнейших в истории США терактов входят: Мохаммед, его племянник Али, Валид бин Атташ (Waleed bin Attash), Мустафа Ахмад аль-Хавсави (Mustafa Ahmad al-Hawsawi) и Рамзи Бинальшибх (Ramzi Binalshibh). Компания подобралась интернациональная. Мохаммед и Али - выходцы из Белуджистана (Али известен также под именем Аммар аль-Балучи, или Аммар-Белудж), Бинальшибх - из Йемена, а бин Атташ и аль-Хасави - из Саудовской Аравии. Прежде в этом списке числился еще один саудовец, "двадцатый авиаугонщик" Мохамед аль-Кахтани (Mohamed al-Kahtani), но с него в 2008 году обвинения в подготовке терактов 9/11 сняли.
Все они содержатся в тюремном лагере Гуантанамо, который, как недавно признал Обама, власти не успеют закрыть в установленный срок - к январю 2010 года, и относятся к числу "особо ценных заключенных". "Особо ценные" - это как раз те, кого следователи допрашивали с особым пристрастием, используя утвержденный прежней администрацией арсенал жестких методов: Мохаммеда, например, более 180 раз подвергали такой неоднозначной процедуре, как "искусственное утопление", или попросту пытка водой. Это именно те, о чьих мучениях возмущенно говорили правозащитники, и те, кого администрация Обамы несмотря ни на что не намерена выпускать на свободу, - ведь они не только особо ценные, но и особо опасные.
В этом свете претензии генерального прокурора Эрика Холдера, который хочет превратить нью-йоркский "процесс века" в демонстрацию верховенства закона, выглядят немного странно. Получается так: если Мохаммеда с подельниками осудят, значит правосудие победило, а если нет - то можно "по-бушевски" обойтись без суда и держать террористов за решеткой неопределенный срок. Холдер, впрочем, уверен, что пятерых агентов "Аль-Каеды" благополучно осудят. "Возможность поражения не рассматривается, - объявил глава министерства юстиции. - Это дела, которые должны быть выиграны".
Получается, что не только право на скорый и справедливый суд и свободу от незаконного задержания, но и презумпция невиновности на организаторов 9/11 не распространяется - или распространяется, но не всегда. Холдеру вторит и Обама, который тоже не считает нужным дожидаться суда и прочит Мохаммеду осуждение и смертный приговор. Конечно, в таких условиях на симпатии американцев заговорщикам рассчитывать не приходится, но администрация выставляет себя не в лучшем свете и дает критикам очередной козырь. Но ведь нельзя исключать, что прокуратура проиграет: защитой наверняка займутся квалифицированные юристы, которые сделают все возможное, чтобы развалить дело. Федеральный суд - это не военная комиссия, а ведь даже в комиссиях пыточные методы следствия приводили к снятию обвинений, достаточно вспомнить того же аль-Кахтани.
В Нью-Йорке, где будет проходить процесс, единодушия нет. Действующий нью-йоркский мэр Майкл Блумберг решение администрации приветствовал, отметив символичность проведения суда недалеко от Ground Zero, а вот его предшественник Рудольф Джулиани и губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон считают предстоящий процесс ошибкой. Многие жители города, между тем, полагают, что проведение суда сделает Нью-Йорк, и без того "любимый" террористами, особо лакомой мишенью.