Российская нефть марки VSTO, чье название происходит от газопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", впервые поступила на международный рынок. Партию нефти купила финская компания, связанная, по информации российских СМИ, с бизнесменом Геннадием Тимченко. Это уже третья по счету попытка создать котируемый на мировом рынке российский сорт нефти. Предыдущие пока что успехом не увенчались, и цены на отечественное сырье по-прежнему привязываются к западным аналогам.
Нефть, поставляемая экспортерами на мировой рынок, чрезвычайно разнообразна по своему химическому составу, что и предопределило необходимость разделить ее на сорта. Основных показателей при таком делении два - плотность и содержание серы. Чем меньше плотность, тем более "легкой" и, соответственно, дорогой считается нефть. Из такого сырья можно выработать больше бензина и керосина, что повышает его стоимость. Высокий процент серы, напротив, снижает цену на ресурс. Исходя из этих показателей, каждая страна, добывающая нефть в товарных объемах, обладает своим сортом (некоторые даже не одним).
До сих пор основным продуктом, по которому оценивается российская нефть, остается сорт Urals. Он считается не слишком качественным, поскольку содержит значительную по объему примесь серы (1,3 процента). Urals не является биржевым сортом, и его цена определяется не на ежедневных торгах, а аналитиками с привязкой к стоимости британской марки Brent (на российской бирже RTS по Urals ведутся торги, но погоды они не делают). Как правило, Urals продается с дисконтом в 1-2 доллара за баррель по отношению к Brent.
При этом стоит отметить, что большая часть российской нефти, а именно сырье, добываемое в Западной Сибири, - весьма высококачественная. Однако при экспорте в Европу она смешивается в трубопроводах с более сернистой нефтью Поволжья, что существенно снижает ее стоимость.
В сущности, получилась ситуация, когда "хвост виляет собакой". Нефти Brent в мире добывается во много раз меньше, чем сырья российских сортов, однако именно британцы фактически устанавливают цену на продукт. Российские нефтяные компании и государство не желали мириться с таким положением дел. Одним из первых шагов для снижения зависимости от мирового рынка стала разработка особого стандарта для западносибирской нефти - Siberian Light. Но широкого распространения он не получил, так как альтернативных способов транспортировки топлива в обход Поволжья практически не существует.
В середине 2000-х годов был разработан новый стандарт - Rebco (Russian Export Blend Crude Oil). Эта смесь, по составу сопоставимая с Urals, предназначалась именно для биржевой торговли. Дебют Rebco состоялся на электронных торгах биржи CME Group в Чикаго в октябре 2006 года. Впоследствии стандарт был перенесен на Санкт-Петербургскую товарную биржу. Однако результат всех этих усилий оказался практически нулевым - большого спроса на новый сорт не обнаружилось, и торги до сих пор ведутся в микроскопических объемах. Причина все та же - невозможность сравнительно быстро и в больших количествах доставить нефть потребителям на Западе.
К слову, это отнюдь не исключительно российская проблема. В мировой биржевой торговле до сих пор остаются значимыми два сорта - Brent и техасская марка WTI (иначе - Light Sweet), на цену которых ориентируются все покупатели и производители нефти. Между тем, Brent и WTI - это не только не самые распространенные на реальном рынке, но и не самые качественные сорта. Нигерийская Agbami значительно превосходит WTI в легкости (47,2 градуса по шкале API против 39,6 у WTI) и содержит меньше серы (0,04 процента против 0,24). Однако WTI это не мешает оставаться эталонным сортом.
Большинство стран стремятся самостоятельно определять цену на нефть. В таком случае она формируется исходя из спроса и предложения на конкретный сорт. Традиционные потребители, к примеру, Brent и Urals различаются, но ситуацию на рынке определяют именно те, кому нужен Brent. Кроме того, широкое участие национального сорта нефти в биржевой торговле позволяет поднять на новый уровень весь финансовый рынок и привлечь в страну дополнительные капиталы.
Время от времени попытки самостоятельно оценивать стоимость производимой у себя нефти предпринимают арабские страны. К примеру, сорт Dubai Crude довольно успешно торгуется на бирже в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, даже арабам, доминирующим среди стран-поставщиков, пока что не удалось потеснить англичан и американцев с насиженного места.
В значительной степени такое положение дел определяется привычкой и сложившейся структурой потребления нефти. США до сих пор являются крупнейшим потребителем ресурса, в несколько раз превосходя в этом отношении любую другую страну. Поэтому покупатели из Америки и определяют цену продукта. Кроме того, в силу высокоразвитости фьючерсной торговли в Штатах торги по WTI носят спекулятивный характер, так как на них ежедневно продается в два с лишним раза больше нефти, чем ее добывается по всему миру.
Пока неизвестно, будет ли сорт VSTO доступен на бирже. Заключена всего лишь одна сделка, причем с компанией, судя по всему, имеющей некоторое отношение к России. У VSTO, впрочем, есть ряд преимуществ перед своими предшественниками. Во-первых, эта нефть сравнительно чистая и легкая, что улучшает перспективы роста спроса на нее. Во-вторых, сорт выходит на огромный восточноазиатский рынок, где стремительно развивается биржевая торговля, в том числе и сырьевыми товарами.
Однако до того, как нефтепровод ВСТО будет завершен и начнет работать на полную мощность, говорить о будущем новой российской марки нефти как одного из потенциальных мировых эталонов явно преждевременно. Объемы пока не те.