Россия
21:34, 26 ноября 2009

Предвыборная резня Число жертв массового убийства на Филиппинах достигло 57 человек

Политические убийства на Филиппинах, особенно во время подготовки и проведения всевозможных выборов, давно уже стали обыденным явлением. Однако массовое убийство на юге страны, жертвами которого стали, по последним данным, 57 человек, по своим масштабам и жестокости стало беспрецедентным событием в новейшей истории страны.

Филиппины враз оказались перед угрозой гражданской войны. Среди убитых оказались 23 женщины, причем две из них были беременны. Для мусульманского юга страны это стало своеобразным сигналом того, что в жестокой борьбе за власть отброшены последние правила и приличия - раньше женщины становились объектами террора только в редких случаях.

Разобраться в хитросплетениях того, что на Филиппинах называется политикой, с ходу очень сложно: состоящая из нескольких тысяч островов страна является идеальным полигоном для разного рода сепаратистских группировок. К тому же на руках у населения, состоящего из множества этнических групп, находится более миллиона единиц незарегистрированного огнестрельного оружия.

Только на острове Минданао, где и произошло массовое убийство по политическим мотивам, действуют Фронт национального освобождения моро, Исламский фронт освобождения моро, маоистская Коммунистическая партия Филиппин и считающая себя троцкистской Революционная рабочая партия Минданао. И все они имеют вооруженные отряды, а кроме того, свои частные армии есть и у влиятельных политических кланов.

Один из таких кланов в провинции Магуинданао возглавляет губернатор Андаль Ампатуан-старший. Он является сторонником президента страны Глории Макапагал-Арройо, многие члены его семьи и сподвижники состоят в правящей партии ЛАКАС. Ампатуан пришел к власти после выборов 2004 года. Тогда же в тяжелейшей борьбе право проработать еще один срок в качестве президента завоевала и сама Аройо.

Полицейские у расстрелянного автомобиля на Минданао. Фото AFP
Lenta.ru

Следующие выборы главы провинции должны пройти в 2010 году, однако подготовка к ним уже началась. Через неделю после старта избирательной кампании, в понедельник 23 ноября 2009 года, в расположенный на острове город Шариф-Агуак направился кортеж сторонников другого клана, который возглавляет Эсмаэль Мангудадату.

Делегация численностью более 50 человек должна была доставить в город документы для регистрации Мангудадату кандидатом на выборах губернатора провинции. Сам претендент на власть в поездке не участвовал - за несколько дней до того он получил послание с угрозами в свой адрес.

Причины считать угрозы реальными у Мангудадату, безусловно, были. Во-первых, он прекрасно знал местные обычаи, а во-вторых, его клан уже давно враждовал со сторонниками Ампутуана, чье место и собирался занять будущий кандидат. И все же степень опасности Мангудадату явно недооценил. Иначе трудно объяснить, почему он отправил в эту поездку свою жену и нескольких родственников.

К месту назначения избирательный конвой так и не прибыл. В пути его остановили около 100 вооруженных боевиков. По информации телеканала "Аль-Джазира", жена Мангудадату успела связаться с ним по мобильному телефону и сообщить о встрече с вооруженными людьми. Сразу после этого связь с ней оборвалась, как оказалось, навсегда.

Установить, что же произошло в дальнейшем, сейчас пытается следствие. Ясно одно - засада была организована заранее, нападавшие имели в своем распоряжении технику для перевозки заложников и экскаватор для рытья братских могил. Уже в день пропажи конвоя непосредственно у дороги были обнаружены тела убитых - 13 мужчин и 8 женщин.

В следующие дни нашли еще несколько братских могил, расположенных в 10 километрах от места нападения. Представители армии и полиции рассказали, что пленных расстреливали с близкого расстояния, у многих заложников были связаны руки. Некоторые тела боевики обезглавили, другие были обезображены ударами мачете.

Всего к четвергу, 26 ноября, удалось обнаружить тела 57 человек, но поиски еще продолжаются.

На следующий день после нападения президент Филиппин ввела в ряде южных провинций страны режим чрезвычайного положения, предоставив армии и полиции особые полномочия. На юг Филиппин были срочно переброшены сотни военнослужащих, на дорогах появились блок-посты. Армия должна была не только участвовать в расследовании и поимке виновных, но и постараться предотвратить ответные акции мщения. В столице вслух заговорили об опасности гражданской войны.

Основания для этого были - правящий в провинции клан Ампутуана был близок к окружению президента, и многие местные жители заявляли журналистам, что на объективное расследование и наказание виновных беспрецедентного преступления рассчитывать не стоит - власти, мол, не пойдут на конфликт со своими союзниками. В этих условиях руководство президентской партии ЛАКАС срочно исключило Андаля Ампатуана-старшего, его брата и сына из рядов партии.

25 ноября был объявлен днем общенационального траура по погибшим. К этому времени полиция уже заявила, что главным подозреваемым в организации массового убийства является Андаль Ампатуан-младший, сын губернатора и мэр одного из городов провинции. На причастность Ампатуана указали свидетели преступления.

На сегодняшний день известно, что выжить удалось четверым участником злополучной поездки - сейчас их усиленно охраняют как важных свидетелей. Кроме того, полиции удалось получить показания одного из боевиков, который непосредственно участвовал в расправе.

Как сообщила "Аль-Джазира", боевик проходит по делу под псевдонимом "Бой" ("Boy"). Он рассказал, что приказ об убийстве отдал непосредственно Ампатуан-младший. По плану, боевики должны были убить всех участников конвоя, в том числе женщин и детей, и при этом не оставить после себя следов. "Мы не спрашивали почему, мы просто выполнили приказ", - уточнил боевик.

Андаль Ампатуан-младший. Фото AFP
Lenta.ru

По его же словам, все женщины перед убийством были изнасилованы, а их тела сброшены в братские могилы, заранее вырытые экскаватором. Впрочем, с "заметанием следов" у нападавших явно не заладилось. Как рассказали журналистам участники поисков, многие тела были лишь слегка присыпаны землей, могилы оказались мелкие, и их было несколько.

В день траура, 25 ноября, полиция официально объявила, что главным подозреваемым в организации нападения является сын губернатора провинции. К этому времени уже были арестованы около 20 подозреваемых в соучастии в преступлении, еще 200 боевиков были разоружены. Правда, о клановой или партийной принадлежности разоруженных информация не поступала. Возможно, это были бойцы частной армии Ампатуанов, но может быть и нет.

В четверг, 26 ноября, в СМИ опубликовали сообщения об аресте главного подозреваемого. Однако позже представители Ампатуанов заявили, что сын губернатора сдался добровольно. И не полиции, а лично советнику президента. Андаль Ампатуан-младший заявил о своей полной невиновности и желании содействовать расследованию.

Решение о добровольной даче показаний было принято членами семьи Ампатуанов. Представители клана заявили, что теперь сына губернатора на военном вертолете доставят в Манилу, где он и ответит на все интересующие следствие вопросы.

Еще одним аспектом массового убийства на Филиппинах стало большое количество погибших журналистов - в предвыборном конвое их было от 18 до 22 человек, точное количество до сих пор не установлено. Это еще один печальный рекорд жестокой предвыборной борьбы. Впрочем, он стал закономерным итогом постоянной эскалации насилия в политической жизни Филиппин. Ведь без политических убийств там пока еще не обошлись ни одни выборы.

Влад Гордеев

< Назад в рубрику