В 1939 году американская киноакадемия вручила специальный "Оскар" Уолту Диснею, отметив таким образом его заслуги в развитии мультипликации, которая произвела "революционные изменения в индустрии развлечений". Спустя ровно 70 лет один из самых известных голливудских режиссеров Роберт Земекис объявил о том, что в кинематографе созрела новая революционная ситуация и ее плоды также достойны отдельного упоминания в перечне номинаций на самую престижную кинопремию мира.
В свое время Уолт Дисней действительно перевернул мир. Его творческая одержимость и организаторский талант превратили анимацию из гадкого утенка, игнорируемого "настоящим" кинематографом, в курицу, несущую ныне золотые яйца размером со страусиные. Анимационные фильмы стали столь же неотъемлемым элементом проката и кинофестивалей, как и крупнобюджетные фантастические боевики и высоколобые драмы. Но лишь в 2001 году Американская киноакадемия сподобилась признать полнометражную анимацию особым жанром, учредив для нее отдельную "оскаровскую" категорию "Лучший мультфильм года".
И вот теперь стать в некотором роде наследником Уолта Диснея стремится режиссер "Форреста Гампа" Роберт Земекис. Все последние годы он с разным успехом экспериментирует с системой захвата и обработки изображения "performance capture". Эта техника позволяет создавать на экране практические любые образы, используя в качестве шаблона движения и мимику живых актеров. Причем один актер в таком фильме может играть сразу множество ролей, как было в случае с Томом Хэнксом, снимавшемся у Земекиса в "Полярном экспрессе".
За последние несколько лет подобные технологии шагнули далеко вперед. Некогда девственно-гладкие полигоны трехмерных моделей обзавелись богатейшими текстурами, рисованные персонажи утратили столь бросавшуюся в глаза кукольность и приобрели одушевленный вид, а их эмоциональная выразительность теперь практически не уступает обаянию иных "оскараносцев".
Совершенствованием "performance capture" и ее младшей сестры "motion capture" занимался не только Земекис, но и другие голливудские титаны. Например, Питер Джексон, который вместе с актером Энди Серкисом и кудесниками из студии Weta Digital превратил Горлума из "Властелина колец" в совершенно живого персонажа, затмившего своей игрой многих "коллег" по съемочной площадке. Кстати, актерские способности Горлума были отмечены специальной премией телеканала MTV после выхода последней серии трилогии.
Еще эффектнее был джексоновский Кинг Конг, отличить которого от настоящей гориллы наверняка сможет лишь очень крупный эксперт по человекообразным обезьянам. Никаких кукол и облаченных в латекс и шерсть статистов Джексон не использовал; перед камерами скакал и колотил себя в грудь все тот же Энди Серкис, увешанный, словно новогодняя елка огнями, гирляндами датчиков.
Однако именно Роберт Земекис первым из режиссеров выступил с инициативой закрепления особого статуса фильмов, созданных с использованием систем захвата изображения. По его мнению, высказанному в одном из последних интервью, такие проекты должны состязаться за премию "Оскар" не на общих основаниях, а в отдельной категории.
Предложение Земекиса, несомненно, не лишено здравого смысла. Он и прочие революционеры, вроде того же Джексона или Спилберга, работавших на момент написания данной статьи над экранизацией комиксов о Тантане, уже в ближайшие годы доведут технологию до совершенства, и грань между компьютерными и живыми персонажами сотрется окончательно. Более того, прогресс в этой области может заставить киностудии, запускающие ленты с обилием анимации, и вовсе отказаться от привлечения известных актеров, гонорары которых подчас составляют львиную долю бюджета.
Как это ни удивительно, но примером может служить последний проект самого Земекиса - фильм "Рождественская история", в котором благодаря "performance capture" сразу несколько ролей сыграл Джим Керри. Проект фактически уже провалился в прокате, заработав с момента премьеры, состоявшейся 6 ноября, лишь 86 миллионов долларов. Наверняка почти 200-миллионый бюджет картины мог быть куда меньше, воспользуйся Земекис услугами не столь высокооплачиваемого актера.
Get the Flash Player to see this player.
И если в недалеком будущем мощнейшие графические станции будут, как пирожки, "выпекать" компьютерных "джеков николсонов" и "томов крузов", в какой категории оценивать эти работы? "Лучший актер года"? "Лучшие спецэффекты"? Вот здесь и может пригодиться особая номинация, о которой заговорил Земекис.
Совсем скоро мир узрит новую ступень эволюции технологии захвата и обработки изображения - фильм "Аватар", с которым из долгой добровольной ссылки возвращается в большое кино Джеймс Кэмерон. Уже видевшие фрагменты картины эксперты, в том числе сам Стивен Спилберг, уверяют, что эта картина изменит наши представления о кинематографе навсегда, четко разделив историю его развития на "до" и "после".
Вполне возможно, мы все станем свидетелями такой же революции, какую некогда произвел в киноиндустрии Уолт Дисней. И кто знает, может быть, в этом случае американской киноакадемии не потребуется почти 65 лет, прошедших с момента выхода "Белоснежки и семи гномов" до учреждения номинации "Лучший анимационный фильм года", чтобы прислушаться к аргументам Роберта Земекиса.
Андрей Воронцов