"Газпром" отказал немецкой компании E.ON в пересмотре условий долгосрочных контрактов на поставку газа, хотя ранее пошел на аналогичную уступку Украине, не испугавшись миллиардных убытков. Остальные европейцы, скорее всего, пересмотра контрактов так и не дождутся. Российский концерн, которому не удалось заработать на Украине, пытается не упустить свою выгоду в ЕС, пусть даже ценой потери лица перед европейскими партнерами.
У газовой палки, которой Москва частенько "прохаживается" по рукам партнеров на постсоветском пространстве, есть и другой конец, который не менее часто бьет по европейским партнерам. При этом газовое оружие России попадает по собственным клиентам по траектории, которая определяется даже не столько самим концерном, сколько его основным акционером - государством.
Для европейских компаний "Газпром" – не только один из крупнейших партнеров, подрядивший на свои амбициозные проекты половину энергетических гигантов в ЕС, но и источник головной боли. Будь то холодная зима, которую омрачают споры "Газпрома" и украинского "Нафтогаза", или контракты, которыми российская сторона благодаря кризису неожиданно зажала в тиски Евросоюз, своего крупнейшего и на данный момент важнейшего клиента.
"Газпром", который поставляет в ЕС четверть всего добываемого топлива, предполагает заработать 40 миллиардов евро, большую часть своей валютной выручки, именно на контрактах с европейцами. При этом монополия настаивает на неизменности основного принципа "бери или плати" (take or pay), который позволяет концерну штрафовать покупателя в случае приобретения газа в объеме меньшем, чем зафиксировано в контракте.
В октябре стало известно, что "Газпром" ведет переговоры с европейскими партнерами, которые потребовали привести контракты в соответствие с рыночными реалиями. А реалии таковы, что топливо "Газпрома" стало слишком дорогим для его контрагентов в ЕС. В частности, об этом заявил немецкий энергетический гигант E.ON, попросив как российскую монополию, так и норвежских газовиков перенести часть прописанных в контрактах поставок на "потом", чтобы сейчас закупать более дешевое топливо на спотовом рынке. Немцы утверждали, что не добиваются принципиальных изменений в долгосрочных контрактах, назвав их "хребтом" европейского газового рынка. С аналогичным предложением к "Газпрому" обратилась французская GDF Suez.
Цены на газ в газпромовских контрактах изменяются вслед за стоимостью нефти с лагом, который может составлять от 6 до 9 месяцев. Парадокс в том, что по контрактам цены "Газпрома" для потребителей в ЕС растут, а цены на рынке на топливо снижаются. Цены "Газпрома" на поставку газа (прогноз по среднеевропейской цене – 280 долларов за тысячу кубометров) зачастую вдвое выше биржевых расценок на топливо в Евросоюзе. Отчасти из-за этого страны Западной Европы в первом полугодии снизили закупки российского газа на 29 процентов - до 46 миллиардов кубометров.
В какой-то момент даже показалось, что "Газпром" все же пойдет на изменение условий долговременных контрактов, чтобы не требовать с партнеров в ЕС огромные штрафы за уменьшение объемов закупаемого газа. В частности, Сергей Комлев, начальник управления структурирования контрактов и ценообразования "Газпром экспорта", в конце октября заявил расплывчатое "долговременные контракты сохранятся, но, возможно, с другими условиями", а также глубокомысленное "они не высечены на камне". Европейцы рапортовали о готовности их выполнять. Не случилось.
1 декабря немецкая газета Die Welt, не указав источник информации, написала, что "Газпром" после нескольких месяцев переговоров с E.ON по-прежнему настаивает на выполнении контрактов, хотя продажи газовой "дочки" E.ON - Ruhrgas сократились на 15 процентов в первые три квартала 2009 года. Издание также отмечает, что операционная прибыль Ruhrgas может снизиться более чем на 30 процентов в 2009 году, в частности, из-за невыгодных условий контрактов на поставку газа.
Позиции "Газпрома" на переговорах с газовиками ЕС были тверды до тех пор, пока премьер Владимир Путин не решился пересмотреть контракты с Украиной, приказав концерну не брать штрафы с пострадавшей от кризиса страны за снижение закупок газа в 2009 году и позволив ей без дополнительной платы уменьшить закупки в 2010-м. Мировой спрос на газ упал во время кризиса, и многие клиенты "Газпрома" в Европе, что естественно, потребовали пересмотра законтрактованных ранее объемов.
The Wall Street Journal писала, что энергетические компании Европы, в частности, итальянская Eni, немецкий E.ON и турецкая Botas, не выберут около 10 миллиардов газа, законтрактованного у "Газпрома" на 2,5 миллиарда долларов. Все они выступают против того, чтобы платить штрафы за недобор минимально гарантированного в контрактах объема топлива, - и, естественно, кивают при этом в сторону Киева.
По твердым контрактам, привязанным к стоимости нефти, топливо в ЕС поставляет не только "Газпром", но и норвежская Statoil и алжирская Sonatrach. Все три компании отвечают за поставки половины топлива на энергетические рынки Евросоюза. Их благополучие может оказаться под угрозой, которую пока сложно достоверно оценить. Хотя до 90 процентов контрактов E.ON и GDF Suez – долгосрочные, европейцы неустанно ищут альтернативные варианты поставок.
В третьем квартале 2009 год продажи "Газпрома" в ближнее и дальнее зарубежье выросли к 2008 году на процент, составив 51,5 миллиарда кубометров. Концерн, прогнозы которого меняются от квартала к кварталу, немедленно "расцвел" и пообещал в 2010 году увеличить экспорт газа в дальнее зарубежье на 13 процентов - до 160,8 миллиарда. "Валютная выручка в этом году составит 42,5 миллиарда долларов, в 2010 году - 51 миллиард, из них 50,3 миллиарда придется на дальнее зарубежье", - рапортовал в ноябре директор "Газпром экспорта" Александр Медведев.
Озвученные Медведевым цифра, по данным "Интерфакса", лишь соответствуют минимальным контрактным объемам, а не реальной способности рынков потребить этот газ. Ранее европейские компании уже заявили, что примут в 2010 году российского газа меньше, чем предусмотрено контрактами.
Медведев отметил, что "Газпром" ожидает "исчезновения временного избытка газа" на европейском рынке уже в 2011 году. К этому моменту цены спотового рынка, на котором сделки совершаются по текущей рыночной цене, и цены долгосрочных контрактов, привязанные к цене нефтепродуктов, должны сравняться. При этом, по данным экспертов Wood Mackenzie, которые приводил Bloomberg, поставки газа в ЕС в 2010 году по контрактам, привязанным к стоимости нефти, будут на 50 процентов выше стоимости газа на спотовом рынке. К 2011 году разница в стоимости топлива, вопреки ожиданиям Москвы, может вырасти уже до 62 процентов.
Российский концерн, конечно же, спасают объемы, которые он гонит по трубам в Европу. Это, впрочем, не означает, что "Газпрому", который твердо убежден в собственной безопасности, не следует притормозить с маниловщиной.