Бывший СССР
18:02, 3 декабря 2009

Выторговать побольше Южная Осетия отказалась отпустить двух грузинских подростков

Михаил Тищенко

2 декабря в Цхинвали завершился суд над четырьмя грузинскими подростками, которых обвинили в нарушении границы, а также в незаконном хранении взрывчатки. Попытки грузинских властей добиться освобождения соотечественников увенчались успехом лишь частично: по решению осетинского суда только двое подростков были освобождены, двух других же приговорили к году лишения свободы. Такое решение было принято несмотря на то, что грузинская сторона в день суда освободила пятерых задержанных ранее осетин. В Цхинвали, впрочем, не скрывают, что за освобождение оставшихся под стражей несовершеннолетних грузин готовы торговаться и дальше.

Подростки (в возрасте от 14 до 17 лет) являются жителями грузинского села Тирдзниси, расположенного на подконтрольной грузинским властям территории, неподалеку от осетинской границы. Все они были задержаны (на осетинской территории) 4 ноября. Уже после задержания, по информации "Независимой газеты", они рассказали представителям Красного Креста, что в тот день один из них решил навестить родовой дом в селе Хеити (в Южной Осетии), а трое других пошли с ним за компанию. Заодно один из подростков решил проведать родственников, живущих в Цхинвали.

Задержанные признались в том, что нарушили границу, но заявили, что никакой взрывчатки у них при себе не было (осетинские силовики заявили, что якобы изъяли у задержанных несколько гранат). Вскоре после их задержания появилась информация, что жители Грузии якобы "чистосердечно во всем признались". Однако представителям Красного Креста они заявили, что признание (в том, что касается "хранения взрывчатых веществ") им пришлось сделать под давлением. Позднее от первоначальных показаний они отказались.

В Грузии обвинения, выдвинутые в адрес подростков, назвали абсурдными. "Русские оккупанты и их приспешники в лучших традициях ГУЛАГа пытаются добиться от школьников абсурдных показаний", - заявил грузинский МИД.

Сомнения в официальной версии, кстати, озвучивались и в самой Южной Осетии. "Похоже на пиар властей. Мальчишек, вероятно, отпустят, чем продемонстрируют нежелание нагнетать ситуацию", - заявил "Независимой газете" руководитель одной из южноосетинских правозащитных организаций.

Обвинения в "незаконном хранении взрывчатки" дали осетинским властям формальные основания для того, чтобы отправить двух подростков за решетку. И использовать их для дальнейшего торга с Тбилиси. Без этого обвинения, выдвинутые в адрес молодых людей, оказались бы довольно слабыми. Само по себе нарушение грузино-осетинской границы происходит довольно часто. Этому способствует и рельеф местности, и близкое расположение грузинских и осетинских сел, и отсутствие четкой границы, признанной обеими сторонами (собственно, в Тбилиси вообще считают границу всего лишь административной, отделяющей от Грузии ее "Цхинвальский регион, временно оккупированный Россией"). Нарушителей, как правило, отпускают вскоре после задержания.

Без фанатизма

И грузинские, и южноосетинские власти неоднократно демонстрировали, что в подобных случаях способны руководствоваться здравым смыслом и не наказывать нарушителей слишком строго. Так, 29 ноября пограничники на осетинской территории задержали гражданина Грузии - водителя автобуса, который возил детей в школу, расположенную в приграничном грузинском селе Переви (при этом он проезжал по дороге, проходящей по осетинской территории ). Пограничники тогда заявили, что водитель без санкции осетинской стороны забрал пассажиров из другого села, находящегося на территории Южной Осетии. История закончилась быстро: уже 1 декабря стало известно, что задержанного освободили.

Грузинские полицейские, в свою очередь, незадолго до этого задержали у осетинской границы трех россиян. Со слов задержанных, они заблудились и случайно нарушили границу. Уже на следующий день россиян освободили. Несколько дольше пришлось провести под стражей гражданам Грузии, которых осетинские (по другой версии, российские) пограничники задержали в конце октября, обвинив в нарушении границы и "незаконной вырубке леса". В итоге примерно через неделю их отпустили после выплаты штрафа.

Можно строить догадки о том, почему осетинские власти решили раскрутить именно историю с грузинскими подростками. Возможно, решили, что ради освобождения детей Грузия точно пойдет на уступки. Определенную роль, очевидно, сыграло обращение к южноосетинскому президенту Эдуарду Кокойты, которое ему направили родственники пропавших без вести людей (тех, кто, по мнению их близких, содержатся под стражей на грузинской территории): они призвали не отпускать задержанных грузин, пока не выяснится судьба пропавших людей. Могли быть и другие причины: в Тбилиси, например, заявили, что осетинская сторона "пыталась начать переговоры по выкупу за подростков" (по словам госминистра Грузии по реинтеграции Темура Якобашвили, грузинские власти это предложение отвергли).

Как бы то ни было, расчет осетинских властей на то, что задержание подростков можно использовать для торга с Грузией, оправдался. Грузия уже освободила пятерых осетин, четверо из которых содержались под стражей еще с октября 2008 года.

А ведь еще совсем недавно госминистр Грузии по реинтеграции утверждал, что пропавшие без вести осетины вовсе не сидят в грузинских тюрьмах. Тогда, комментируя предложение Цхинвали устроить обмен по принципу "всех на всех", он говорил, что Тбилиси не может обменять подростков на "несуществующих людей, о которых мы не знаем, не знаем, где они пропали". Выступая в конце ноября, Якобашвили четко заявил, что менять своих задержанных соотечественников на кого бы то ни было грузинская сторона не собирается.

Отказавшись поначалу от обмена, грузинская сторона сделала ставку на международные инстанции. Вопрос об освобождении подростков Грузия поднимала на уровне Евросоюза, ПАСЕ, обращалась даже в Страсбургский суд по правам человека. За рубежом подросткам сочувствовали, некоторые призывали Южную Осетию их отпустить, но толку от всего этого, в общем, было мало. Похлопотать за школьников согласился комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг. В день суда над ними он лично приехал в Цхинвали, рассчитывая, что задержанные будут освобождены и он заберет их в Грузию. Однако забрать он смог всего двоих - да и это стало возможным лишь после того, как грузинская сторона освободила пятерых осетин.

Официально, кстати, грузинские чиновники отрицали то, что все же согласились на обмен. "Никакого обмена нет", - заявили в МВД Грузии. Госминистр по реинтеграции, со своей стороны, заявил после освобождения осетин, что не владеет информацией по этому вопросу.

Той же монетой

В ситуации, подобные той, в которой оказались грузинские школьники, ранее попадали жители Южной Осетии. Их задерживали в Грузии (при сомнительных обстоятельствах), обвиняли в незаконном ношении оружия. "Меня захватили в районе села Дисев, пытались обвинить в хранении ручных гранат", - рассказывал один из пятерых освобожденных осетин. "На суде не было даже переводчика для нас, да и сам суд длился всего пять минут", - цитирует его "Осрадио".

Вопрос не только в том, были ли обвинения в отношении этих людей обоснованными. Некоторых из задержанных осетин, к примеру, судили и приговорили к условным срокам заключения. Однако даже после этого их не отпустили домой, а продолжали удерживать на грузинской территории - непонятно зачем и непонятно на каких основаниях.

Так, житель Южной Осетии Ибрагим Лалиев в октябре 2008 года был задержан у грузинской границы. Его обвинили в незаконном ношении оружия, судили и дали условный срок. После этого, как писала "Новая газета", его формально освободили и отвезли в сторону границы. Однако в Южную Осетию он так и не попал. Ни его родственники, ни представители власти в республике не знали, где он находится. Впоследствии выяснилось, что Лалиев был снова задержан грузинскими силовиками. Ему предъявили аналогичные обвинения, снова судили, снова приговорили к условному сроку - и снова оставили в Грузии.

По неофициальной информации, Лалиева и других условно осужденных осетин держали в Гори. Более того, держали даже не в полиции, а в каком-то частном доме. Об этом заявил, в частности, грузинский политолог Паата Закареишвили. "Этих людей по непонятной причине удерживали в частном доме, - отметил он. - Против них действовали абсолютно незаконно, и естественно, что осетинская сторона ставила вопрос об их освобождении".

Лалиеву в итоге повезло. Он оказался одним из тех, кого обменяли на грузинских школьников. По данным осетинской стороны, в Грузии под стражей остаются еще несколько десятков жителей Южной Осетии.

P.S. У грузинских подростков, отправленных в осетинскую тюрьму, остается возможность выйти на свободу в ближайшее время. Так, по крайней мере, утверждает комиссар Совета Европы по правам человека. По словам Хаммерберга, власти Южной Осетии заверили его в том, что граждане Грузии будут помилованы через десять дней.

Не за просто так, конечно. Как заявил представитель южноосетинского президента Борис Чочиев, обменять двух оставшихся подростков в Цхинвали готовы на четырех осетин, приговоренных в Грузии к пожизненному заключению.

< Назад в рубрику