Для крупнейшего российского сотового оператора МТС и его абонентов четверг, 3 декабря, выдался нелегким днем. Известие о том, что компания ввела новое правило, согласно которому не пользующиеся услугами оператора и не платящие за них абоненты переводятся на новый сверхдорогой тариф, вызвало настоящую панику. Вечером того же дня в МТС разъяснили, что речь идет только об абонентах Московского региона, и делается все это фактически для того, чтобы обнулить остатки на счетах неиспользуемых SIM-карт.
Утром 3 декабря в интернет-изданиях и блогах начали появляться тревожные и гневные сообщения о нововведении от МТС. В описаниях некоторых тарифов МТС, в "полных условиях" договора (ближе к концу) появилась строчка: "В случае, если абонент не пользуется услугами связи (в том числе бесплатными входящими вызовами, бесплатными SMS, MMS, GPRS, USSD-запросами) и не производит никаких платежей в течение 150 дней (5 месяцев), он переводится на тарификацию услуг связи в соответствии с условиями тарифного плана 'Европейский'".
В частности, бдительные граждане нашли такое дополнение в тарифах "Супер ноль", "Длинные разговоры" и "Много звонков" (самые популярные на МТС), а также Red Energy, "Гостевой", "Областной", "Подружки", "Заботливый" и других.
А теперь - внимание. По условиям "Европейского", тариф вводит безлимитные звонки и ежемесячную абонентскую плату в 10 тысяч рублей. Для многих пользователей МТС, во-первых, пока не получивших никакого уведомления о внесенных изменениях, а, во-вторых, привыкших к своим тарифам с низкой абонентской платой, сообщение стало настоящим шоком.
Если судить по сообщениям в блогах, основная реакция многих была единой: очередное "кидалово" (если не сказать хуже), "разводилово", МТС "офигел" или "оборзел". Многие пошли дальше и задумались о том, что будет, если их "симка" давно потеряна, украдена и т.п. Схема в сознании потребителя получилась простой: перевод на новый тариф - списание денег со счета - задолженность перед оператором - взыскание задолженности - разбирательство с судебными приставами, а в итоге - невыезд за границу.
Абоненты МТС совершили следующий логичный шаг и начали звонить в службу поддержки. Ясности это не прибавило: в службе поддержки сообщали, что начислять ничего не будут. При этом на вопрос, зачем тогда вообще понадобился этот переход и почему вдруг переход именно на тариф "Европейский", внятного ответа пользователям получить не удалось.
В итоге бдительные блогеры заканчивали свои сообщения тем, что с МТС что-то неладно, с горечью сообщали о том, что собираются отказаться от услуг оператора, и призывали сделать то же самое и окружающих. Этим они занимались большую часть дня, в то время как на МТС все не появлялось и не появлялось официального разъяснения по поводу сложившейся ситуации.
Вечером МТС, наконец, опубликовал информационное сообщение об изменении условий тарифного плана при неиспользовании абонентами услуг связи в течение 150 дней и более. Нововведения коснутся пользователей с 14 декабря текущего года. Под новые правила подпадают абоненты в общей сложности 32 тарифных планов, и только абоненты Москвы и Московской области.
При переводе на тариф "Европейский", отмечается в сообщении, "абонентская плата взимается до достижения на лицевом счете абонента нулевого баланса. Задолженность за услуги связи у абонентов при этом не возникает".
Представители пресс-службы МТС пояснили "Ленте.Ру", что данное правило было введено для стимулирования абонентов, не пользующихся услугами оператора и забывающих какие-либо средства на счетах. Таких "спящих" абонентов у МТС всего 3000, при этом в среднем на их счетах находится тысяча рублей. Ни одного абонента с десятью тысячами на счете нет, а списание будет происходить в пределах остатка на счете.
Если абонент никак не использует свой номер в течение полугода, МТС по условиям контракта должен забрать его номер себе. При этом за месяц до отключения абоненту-"молчальнику" будет направлено SMS-уведомление об отключении. В случае отсутствия реакции со стороны пользователя в течение этого последнего месяца и будет действовать тариф "Европейский".
Представители МТС еще раз подчеркнули, что новый тариф не будет уводить счета абонентов "в минус", а сами абоненты смогут бесплатно перейти на любой другой тариф, тем более что предупреждать их будут за десять дней до подключения "Европейского". Также у "спящих" пользователей есть выбор - в ближайшее время лишиться своего номера (который после истечения полугода заберет себе МТС после обнуления остатков на счете после перевода на "Европейский"), сохранить данный номер за собой и остаться пользователем МТС, или расторгнуть договор с оператором и забрать деньги со счета.
Кроме того, с пояснениями в своем ЖЖ-блоге вечером 3 декабря выступила начальник отдела продуктового PR МТС Марина Акулич. В частности, она повторно разъяснила волнующимся абонентам, что "в минус никто не уходит", "задолженности <...> не возникает", а для активизации статуса пользователю "достаточно, например, принять бесплатный входящий звонок и отправить USSD-запрос о состоянии баланса". В общем, спите спокойно, дорогие абоненты, никто вас "разводить" и "кидать" не собирается.
Кроме того, как сообщила позже Акулич, 4 декабря в 16:00 по московскому времени МТС проведет пресс-конференцию для журналистов и представителей блогосферы. Если кто-то захочет задать вопросы президенту МТС Михаилу Шамолину, это можно сделать здесь.
Стоит отметить, что не только МТС пользуется списанием средств с неактивных абонентов. Как пишет газета "Ведомости", например, "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") после трех месяцев "молчания" пользователя начинает списывать со счета по три рубля в день, а "Мегафон" включает услугу "Сохранение номера", в которой абонентская плата составляет несколько рублей в день по большинству регионов.
При этом с точки зрения законности МТС все сделала правильно. У всех операторов в договорах есть условие относительно права изменять тарифы в одностороннем порядке, предварительно уведомив абонента любыми доступными средствами, пишут "Ведомости". Правда, возникает вопрос, как получит SMS-предупреждение тот абонент, который не пользуется своим номером уже в течение пяти месяцев? Но это уже, как говорится, другая история.
3 декабря, кстати, многие в блогах "кричали" об отпугивании абонентов действиями МТС, упрекали "эффективных менеджеров" оператора, сокрушались об ущербе для имиджа компании. А вот в одном из блогов в сообщении, посвященном как раз шумихе вокруг оператора и плана "Европейский", есть одна фраза, которая, думается, объясняет все, что произошло: "А реклама МТСа хорошая получилась, да :)".
P.S. Вечером 4 декабря стало известно, что в МТС приняли решение переводить абонентов-"молчунов" на тарифный план с абонентской платой в 3,35 рубля в сутки. Об этом сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, передает РИА Новости. Эта сумма будет списываться со счета неактивного пользователя до достижения нулевого баланса.