Мир
20:32, 7 декабря 2009

Загнанных лошадей пристреливают Руководство пермского клуба спаслось от разъяренной толпы за решеткой

Ярослав Загорец

Вскоре после того, как в пермском клубе "Хромая лошадь" произошел самый страшный в истории современной России пожар, были арестованы первые подозреваемые. Наручники защелкнулись на запястьях троих руководителей клуба и главы компании, производившей пиротехнику для клуба. Вряд ли эти четверо попытаются бежать - на свободе их ждет разъяренная толпа родственников погибших, которая уже потребовала суда Линча. Если же их вина будет доказана, подозреваемых ждут реальные сроки наказания.

Уголовное дело по статье "Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" по факту пожара в "Хромой лошади" было возбуждено еще 5 декабря, когда из клуба продолжали выносить обгоревшие тела погибших.

Примерно в это же время в розыск был объявлен владелец клуба, имя которого долгое время не называлось. Вскоре он был пойман - им оказался один из соучредителей "Хромой лошади" Анатолий Зак, попытавшийся бежать из Перми. По данным "Коммерсанта", он заявил, что никуда не бежал, а просто ехал к себе на дачу. В то же время место его задержания - Зак успел доехать почти до границы Свердловской области, - а также израильский паспорт в его кармане дали повод подозревать, что он намеревался улететь за границу из екатеринбургского аэропорта.

Сам Зак настаивает, что к клубу никакого отношения не имеет. По данным "Вестей", его адвокат Игорь Кашин заявил, что Зак арестован незаконно, так как он является просто другом владельца клуба и в организации шоу не участвовал. Больше того - именно он якобы прибежал в пожарную часть с криками о помощи и помогал выносить раненых людей. Что вынудило Зака сразу же после этого ехать на дачу, Кашин не уточнил.

Между тем несмотря на заверения о непричастности Зака к клубу, местный сайт 59.ru называет его человеком, находящимся "в тесных с точки зрения управления связях" с арендатором помещения клуба Александром Титляновым. Последний также проходит подозреваемым по этому делу, однако он не арестован по той причине, что лежит в московской больнице с ожогами 80 процентов поверхности тела.

А вот исполнительному директору клуба Светлане Ефремовой и арт-директору "Хромой лошади" Олегу Феткулову ареста избежать не удалось. Ефремова, по данным 59.ru, являлась ответственной за пожарную безопасность в клубе. В тот момент, когда начался пожар, она (по ее же словам) бросилась к огнетушителю, но была сметена толпой и вынесена на руках на улицу. Не исключено, что она может стать главной обвиняемой по этому делу.

Феткулов при пожаре также не пострадал, однако от клуба все равно уехал на "скорой помощи" - ожоги третьей степени получила его жена. Его должность (арт-директор) говорит о том, что Феткулов, скорее всего, отвечал за оформление клуба - то есть за ту самую солому на потолке, вспыхнувшую от искры фейерверка.

Четвертым - и пока последним - арестованным стал руководитель ООО "Пиротехническая компания 'Пироцвет'" Сергей Дербенев. Его фирма занималась поставкой в клуб той самой злополучной пиротехники и ее монтажом. Дербеневу за установку в клубе образцов пиротехники, которые запрещены к использованию в помещениях, вменяется другая статья УК РФ - "Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам".

При этом отягчающим для Дербенева обстоятельством может стать то, что четыре года назад он уже привлекался к уголовной ответственности за нарушение правил использования пиротехнических изделий. В то же время пожар в "Хромой лошади" может стать для этого человека и личной трагедией - в списках пострадавших фигурирует некий 26-летний Игорь Сергеевич Дербенев, который вполне может быть сыном пиротехника.

Тот факт, что фигуранты дела сразу же были арестованы, сыграло скорее на руку им, чем правоохранительным органам. Сложно припомнить, чтобы в России происходило что-то, с чем можно было сравнить пермский пожар. Отсюда вполне объяснимо требование сотен убитых горем людей, потерявших своих родных, отдать им подозреваемых на растерзание. Суд Линча устроить, конечно же, не дали, но попадись под руку толпе человек, хоть мало-мальски связанный с руководством клуба, вряд ли бы ему удалось уйти живым.

Впрочем, суд на то и суд, чтобы устанавливать степень вины арестованных, которым 7 декабря были предъявлены обвинения. По опыту предыдущих подобных дел можно сказать, что если этих людей признают виновными, их скорее всего ждут реальные тюремные сроки (максимальный срок наказания по первому уголовному делу составляет семь лет лишения свободы, по второму - пять).

Строго говоря, сравнить пермское ЧП можно только с пожаром в московском клубе "911", произошедшим в ночь на 25 марта 2007 года - да и то с большой натяжкой. Тот, московский, пожар начался из-за того, что бармены устроили огненное шоу на стойке, где танцевали девушки ("911" является стрип-клубом). Для этого они наливали в пепельницы спирт и подносили к ним зажигалку. В какой-то момент произошел взрыв и начался пожар, в результате которого погибли 11 человек.

Спустя более чем год директору заведения и двум барменам вынесли приговор. Директор получил три года условно за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей, работники клуба - 3,5 года в колонии-поселении. Их признали виновными в причинении смерти по неосторожности и в уничтожении имущества.

Если брать мировой опыт, то крупнейшим подобным пожаром в истории стал тот, что произошел в бостонском клубе Cocoanut Grove в 1942 году. Тогда из-за неполадок в электрооборудовании погибли 492 человека, после чего владелец клуба сел на 15 лет. Отсидев четыре года, он был помилован, поскольку был смертельно болен раком. Выйдя из тюрьмы, он сказал: "Я бы хотел погибнуть в том пожаре вместе со всеми". Через девять недель он умер.

< Назад в рубрику