Рейтинговое агентство Fitch 8 декабря приняло решение о понижении суверенного рейтинга Греции до уровня "BBB+" с прогнозом "негативный". Таким образом, Греция стала первой в XXI веке страной еврозоны, чей рейтинг опустился с уровней "A". Среди встревоженных инвесторов поползли слухи о возможном государственном дефолте этой страны. Официальные Афины подобные спекуляции решительно отметают, однако цифры говорят о почти неизбежном возникновении крайне неприятной ситуации с греческим долгом если не прямо сейчас, то в ближайшем будущем.
Греция долгое время считалась самой отсталой и бедной страной в Западной Европе. По большому счету, ее принятие в Евросоюз в 1981 году было авансом на будущее. После вхождения в европейский клуб грекам удалось достичь больших успехов - модернизировать экономику и инфраструктуру и существенно поднять уровень жизни. Менее чем за 30 лет ВВП страны вырос в 8 раз.
Однако за счет чего были достигнуты столь впечатляющие показатели? Одним из ключевых инструментов поддержки экономического роста в стране, где государственный сектор составляет более 30 процентов от ВВП, были заимствования. Бюджет Греции издавна был дефицитным.
Собственно, подавляющее большинство стран ЕС живут в долг, однако по масштабам дефицитов Греция с большим отрывом обгоняет любое другое государство континента. Евросоюз требует от своих членов соблюдать разницу между расходами и доходами на уровне не более 3 процентов от ВВП. На греческом примере мы видим, что правило это не слишком-то соблюдается. За последние 20 лет грекам лишь однажды удалось уместиться в этих пределах - в 2006 году. В остальные годы соотношение это было гораздо выше. К примеру, в 2004 году оно составляло 7 процентов от объема экономики, а на 2009 год ожидается в размере 13 процентов.
В определенном смысле Греции "помогла" и чрезвычайно затратная Олимпиада в Афинах в 2004 году. Хотя в краткосрочной перспективе Игры стимулировали экономический рост за счет строительства объектов инфраструктуры, они же оставили большую дыру в бюджете. Для такой небольшой страны проведение Игр было мероприятием чрезвычайно затратным и в итоге не окупившимся.
Хотя некоторое сокращение расходов в 2006-2007 годах дало возможность снизить общий объем государственного долга Греции ниже отметки в 100 процентов от ВВП, уже в текущем году он вновь превысит этот уровень. По официальным прогнозам, задолженность государства может достичь в 2011 году рекордных 130 процентов от объема экономики.
Дополнительной трудностью для Афин является "двойной дефицит" - сочетание отрицательного бюджетного и торгового сальдо. Торговый баланс страны также стабильно находится в минусе, причем в 2008 году он упал до 51 миллиарда долларов, или 14 процентов от ВВП. Большая часть этой разницы опять-таки покрывается за счет заимствований.
В сухом остатке Греция имеет совокупный внешний долг в размере более 550 миллиардов долларов, из которых чуть менее 300 миллиардов приходится на госсектор. Стоит отметить важное отличие Греции от других хронических должников, например, Японии. Хотя в последней государственные долги приближаются к двум ВВП, лишь крошечная часть их приходится на внешние заимствования. Несмотря на гигантскую цифру задолженности, Япония практически независима от внешних кредитных рынков.
Греция же, напротив, вынуждена полагаться на волю внешних факторов, а они, как показывает текущий глобальный кризис, весьма изменчивы. Еще недавно спрэд (разница) в процентных ставках по облигациям между Грецией и самой стабильной страной Европы с точки зрения госдолга, Германией, была минимальной, составляя в 2000-х годах 0,54 процентного пункта. Сейчас она составляет 2,36 пункта. Такой разрыв показывает крайнюю обеспокоенность инвесторов по поводу будущего греческих финансов.
Забеспокоились и рейтинговые агентства, долго делавшие вид, что ничего не происходит (хотя проблема возникла отнюдь не вчера). Fitch уже понизило рейтинг Греции с "A-" до "BBB+", причем с прогнозом "негативный". Standard & Poor's пока сохранило прежний рейтинг, но выдвинуло стране ультиматум: если в 60-дневный срок не будут предприняты определенные шаги по стабилизации финансового положения, то и этот рейтинг будет снижен.
Снижение рейтингов означает еще большие сомнения инвесторов в платежеспособности Греции. Следовательно, будут расти процентные ставки по государственным облигациям, что увеличит ежегодный размер выплат по долгу. Получается самая настоящая долговая воронка, куда стремительно засасывает это небольшое балканское государство.
В силу того, что эмиссия в Евросоюзе контролируется общим Центробанком, для Греции закрыт возможный выход из ловушки путем увеличения эмиссии и инфляции. Даже со сравнительно небольшим внутренним долгом страна разобраться таким образом не сможет. Остается один вариант - сверхконсервативная финансовая политика и урезание госрасходов. Так, к слову, страны ЕС и МВФ в 2009 году буквально заставили поступить Прибалтику.
Но в Греции этот шаг чреват серьезными последствиями. В стране и без того вот уже год с лишним бушуют анархисты, превратившие некоторые крупные города, включая и столицу, в настоящий театр военных действий. Профсоюзы также чрезвычайно активны и способны в случае чего парализовать работу всей экономики. Если сейчас урезать издержки и тем самым выбросить на улицу десятки или даже сотни тысяч человек, без социального взрыва не обойтись.
Ситуация кажется безвыходной, вследствие чего в экспертных кругах уже заговорили о возможном государственном дефолте. Одним из крайних скептиков стал будущий главный экономист Citigroup Виллем Бюйтер (Willem Buiter). По его словам, вероятность первого с 1948 года дефолта на территории нынешнего Евросоюза вполне зрима. "Для Греции наступает час икс", - заявил он.
Представители греческого правительства уверяют публику, что все будет в порядке. Министр финансов страны Йоргос Папаконстантину подчеркнул, что никакого дефолта не случится и правительство сделает все для восстановление доверия к национальной финансовой системе. Какие конкретно шаги будут для этого предприниматься, он не уточнил, так что, скорее всего, речь идет о дежурном заявлении с целью чуть-чуть снизить накал страстей.
Из трудной финансовой ситуации Грецию придется вытаскивать, по всей видимости, всем Евросоюзом. Такую возможность допустил комиссар Еврокомиссии по экономическим и монетарным вопросам Хоакин Альмуния (Joaquin Almunia). Опять же, конкретные предложения озвучены не были. Другого мнения придерживается министр финансов председательствующий сейчас в ЕС Швеции Андерс Борг (Anders Borg). По его словам, подобного рода помощь просто не предусмотрена законодательством союза.
ЕС, однако, следует задуматься и о перспективе. Нынешнюю Грецию можно назвать "больным человеком Европы" (такое прозвище за экономическую слабость и внутриполитические противоречия в XIX веке получила Османская Империя, в которую, кстати, входила и значительная часть территории современной Греции). Однако схожие проблемы, пусть пока и в меньших масштабах, могут возникнуть у других государств. В нестабильном финансовом положении находится Ирландия, стремительно растет долг у Испании. При всех своих минусах Греция имеет определенные преимущества перед этими странами. Например, в балканском государстве не было колоссальной пирамиды в секторе жилищного строительства, как в Испании, а рядовые греки не столь перегружены частными долгами. И если один дефолт еврозона, вероятно, еще как-нибудь переживет, то уже следующий поставит неизбежный вопрос о самом выживании крупнейшей наднациональной структуры под названием ЕС. По крайней мере, в его нынешнем формате.