Депутаты латвийского Сейма смогут ненадолго отвлечься от тяжких мыслей о кризисе, дефицитном бюджете и социальных протестах. Одна из парламентариев взялась обеспечить коллегам культурную программу. На следующей неделе им будет прочитана лекция на тему "Нецензурная лексика: теория и практика". Нет, это не значит, что депутатов будут учить матерным словам. Напротив, их попытаются убедить в том, что ругаться и не уважать друг друга - нехорошо. По крайней мере, попытаются убедить тех, кто на лекцию придет. Главный парламентский скандалист, депутат от правой партии TB/LNNK Юрис Добелис уже заявил, что ему там делать нечего.
В целом энергии и инициативности латвийских парламентариев можно только позавидовать. Год назад, когда по Латвии уже ударил кризис и в Сейме обсуждались заведомо непопулярные антикризисные меры, можно было подумать, что народные избранники совсем сникли. Во время ночного заседания, на котором принимались поправки к бюджету, некоторые выпивали (в Сейме, как сообщалось, были замечены "депутаты с бутылками алкоголя и нарушенной координацией движений"), а несколько человек в самый разгар дебатов вдруг затянули народную песню "На беду мне, на беду...".
Но депутаты не поддались унынию. Они энергично борются с кризисом, урезают зарплаты и пенсии, верстают бюджет (за который им самим стыдно), и при этом находят время для перебранок и даже для того, чтобы поработать над собственным моральным обликом.
Прочитать коллегам лекцию решила представительница правой партии "Гражданский союз" Янина Курсите-Пакуле. Депутат, которая входит в парламентскую комиссию по этике, планирует рассказать о том, что такое нецензурная лексика, а также о том, в чем заключается связь русской нецензурной лексики с латышской. Кроме того, парламентариям, как пишет газета "Телеграф", расскажут "о взаимосвязи слова 'ругаться' с понятием 'зло' "(?!).
Загвоздка состоит в том, что обстановку на заседаниях Сейма портит не матерщина, а лексика совсем другого рода: прежде всего, выражения националистического толка. С авторами которых, кстати, комиссия по этике справиться фактически не может. Как отмечает "Телеграф", речь идет о высказываниях, которые не являются матерными, но при этом задевают честь и достоинство адресатов. За комментариями газета обратилась к главе комиссии по этике Виталию Орлову (от оппозиционной партии "Центр согласия"). На вопрос о том, часто ли с трибуны Сейма звучали русские матерные ругательства, он ответил: "Нет-нет, что вы!". Депутат смог вспомнить разве что инцидент с участием бывшего министра обороны Гирта Валдиса Кристовскиса, который велел своему оппоненту "закрыть рот, потому что оттуда воняет дерьмом".
Комиссия по этике, в общем, на грубости реагирует, но сделать при всем желании может немного. Вынести предупреждение (письменное или устное) или лишить депутата (ненадолго) права выступать на заседаниях.
Как это работает, можно было увидеть несколько месяцев назад, когда депутат Добелис назвал коллегу "оккупантом". В парламенте тогда обсуждался закон о ритуальном умерщвлении животных. Когда Добелис шел к трибуне, депутат Александр Голубов (от партии "Центр согласия", которая считается пророссийской) ехидно заметил, что Добелис, наверное, даже эту тему сведет к "советской оккупации".
Вызов был принят. С трибуны Добелис ответил: "Оккупант, закрой рот!". Пикировку попытался прервать спикер Сейма Гундар Даудзе, который сделал выступавшему замечание. Тот выслушал, иронически улыбаясь, и закончил свою мысль лозунгом "Смерть оккупантам!" (за что получил еще одно замечание). Позднее депутат с удовольствием комментировал журналистам свое выступление. Он заявил, что не имел в виду никого конкретно, а осуждал оккупантов вообще. "Это было адресовано каждому оккупанту, - сказал Добелис. - А если кто-нибудь обиделся на мои слова, то этим признает, что он и есть оккупант". Депутат добавил, что против оккупантов "с оружием в руках восставал каждый свободолюбивый народ".
Комиссия по этике не устояла перед его логикой и, рассмотрев дело, ограничилась устным предупреждением. Была, правда, еще одна попытка раскрутить эту историю. В Полицию безопасности (латвийскую спецслужбу) обратился некий Николай Кузьмич, заявивший, что выступление Добелиса означает "призыв к уничтожению нелатышской группы общества". Однако в ПБ не нашли в словах депутата ничего криминального.
Среди депутатов Добелис считается лидером по числу скандальных выступлений. К примеру, за первую половину 2008 года, как подсчитали в центре общественной политики Providus, он допустил 18 неэтичных выражений. Ближайшие конкуренты - однопартиец Добелиса Петерис Табунс и представитель оппозиционной партии ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев — прибегали к грубой лексике всего несколько раз. Кстати, Табунс, как сообщалось, стал первым из депутатов, кто получил от комиссии по этике письменное предупреждение (за слова "Латышей можно унижать как угодно, и это ничего. Но не дай бог какой-то русский получит по морде!"). А в 2007 году в поле зрения комиссии попал депутат от ЗаПЧЕЛ Яков Плинер, обозвавший Добелиса "нациком" (в связи с тем, что о "нацике" он говорил вне парламента и видеозаписи с его заявлением у комиссии не было, она в итоге решила, что наказывать депутата не за что).
Значительная часть оскорблений, звучащих в Сейме, касается "оккупации". И здесь комиссия или любой другой контролирующий орган мало что может сделать. Тезис о том, что Латвия была оккупирована Советским Союзом, является официальной позицией латвийских властей. А доказать, что парламентарий, обозвавший коллегу "оккупантом", хотел оскорбить его по национальному или языковому признаку (то есть как русского или русскоязычного), очень сложно. Депутат в таком случае легко сведет свои слова к спору по вопросам истории (примерно так обычно и происходит).
Попытку изменить ситуацию недавно сделал президент Латвии Валдис Затлерс. Отвечая на вопросы читателей "Телеграфа", он заявил (отметив, что сам факт оккупации республики Советским Союзом у него сомнений не вызывает), что от использования слова "оккупант" надо отказаться. "Оккупация в Латвии, - сказал Затлерс, - закончилась с уходом последнего представителя советских военных сил, поэтому сегодня нужно договориться о том, что слово "оккупант" более использоваться не будет".
Массовой поддержки (среди тех, кто пользуется словом "оккупант") призыв президента пока не встретил. Газета Latvijas avize опубликовала мнения ряда латвийских историков, которые заявили, что "разбрасываться этим словом не стоит, но и отказываться от него нельзя". Президент в Латвии - парламентской республике - вообще-то имеет не слишком много власти, так что навязать людям свое мнение он не может. Затлерс пользуется определенным авторитетом, но все же этот авторитет не настолько велик, чтобы только лишь из уважения к главе государства депутаты стали бы отказываться от своих привычек.
"Для того, кто не отличает флаг Латвии от носового платка и вытирает им свое не слишком чистое лицо, в этой стране нет ничего святого" (в адрес депутата от "Центра согласия" Николая Кабанова - последнего в 2006 году обвиняли в том, что он на президентском балу вытер лицо государственным флагом; сам Кабанов утверждал, что флаг он всего лишь поцеловал).
"С какой целью эти прекрасные иностранцы к нам приезжают? И потом выясняется, что некоторые из них - ничего, а некоторые другие из них - совсем ничего. На своей земле эти человечки - мелкие слуги, подлизы, различные гниды <...> И все они приезжают к нам в Латвию, несут нам свет и культуру".
"Некоторые из тех, кто отрицают оккупацию Латвийской республики - это либо психически больные люди, либо садисты или мазохисты, или кто-либо еще из этой породы. Часть из тех, кто отрицает оккупацию Латвийской республики, просто подлецы. Как видите, есть ряд различных особей, и Латвийское государство полно такими <...> Даже если речь о депутате Сейма, то это либо подлец, либо психически больной человек. С такими следует поступать достаточно строго: здесь нужен либо хороший доктор, либо хороший тюремщик".
"Вновь Сейм накрывает страшная красная мгла, сквозь которую просвечивает костлявый призрак Клары Цеткин (из выступления против празднования 8 марта) <...> Латвия как свободная страна должна отказаться от любых советских традиций, выдуманных красными, и уж тем более не отмечать советские праздники. Какое отношение латышский народ имеет к 8 марта? <...> Не думаю, что каждой женщине приятно получать какие-то цветы от пахнущего дешевой водкой самца".
А ведь помимо слов есть еще и жесты. В 2007 году, например, большое оживление вызвал поступок депутата от правящей Народной партии Яниса Лагздиньша. Во время президентских выборов (главу республики в Латвии выбирают депутаты) он выглянул из окна Сейма и показал хорошо известный жест (положил кулак одной руки на локтевой сгиб другой руки). Некоторые тогда предположили, что парламентарий обращался к латвийскому народу.
Сам он уверял, что таким образом просто решил поприветствовать армейского приятеля, которого заметил в толпе. Депутат отметил, что этот поступок вызвал неоднозначную реакцию среди его близких: жена сказала, что ему следовало бы сначала подумать, сын заявил, что теперь все его друзья будут голосовать за Лагздиньша, а мать сказала, что "за такое поведение он не заслужил ни обеда, ни ужина".
Вот, кстати, еще одно перспективное направление работы для комиссии по этике. Почему бы, например, не провести лекцию на тему: "Неприличные жесты: теория и практика"?
Будет весело.