На российском рынке недвижимости началась традиционная предновогодняя раздача подарков покупателям квартир. Девелоперы подходят к делу серьезно, предлагая скидки и беспроцентные рассрочки. Зато в несерьезную сторону в этом году отличились некоторые западные застройщики, предложившие совершенно неожиданные бонусы: от одноразового шопинга до пожизненной индейки.
Совершенно очевидно, что для российского рынка недвижимости время розыгрышей телевизоров, ключей от машин, городских телефонных номеров и прочих необязательных, но приятных вещей прошло. И даже бейсболки в довесок к квартирам давно никто не предлагает. Кризис как экономический, так и творческий — налицо. К тому же ряды участников "аттракциона неслыханной щедрости" с началом кризиса заметно поредели.
В среднем размер новогодних скидок, предлагаемых застройщиками, составляет 5-10 процентов, сроки акций - от 20 дней до двух месяцев. Большинство компаний также в рамках новогодних предложений готово предоставить беспроцентную рассрочку платежа. В большинстве случаев в акции участвует ограниченное число квартир или объектов. Например, компания "Мортон" в этом году выделила под нее 50 квартир в Московской области, "Дон-Строй" - три объекта бизнес-класса в Москве, "Пересвет-Инвест" - две новостройки в Москве и четыре в ближнем Подмосковье, "Сити XXI век" - две в Москве и одну в области, Главмосстрой - несколько жилых объектов в московском регионе, три объекта коммерческой недвижимости и один подземный гараж. ГК ПИК предложила 10 процентную скидку на квартиры в Москве и Подмосковье, а на квартиры в Обнинске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Новороссийске и Перми будут действовать другие скидки.
В целом, новогодние предложения в этом году довольно однообразные. Правда, порадовали два слогана: "Не прощелкай скидки!" от Главмосстроя (на логотипе акции изображен Щелкунчик), а также "Приезжайте, договоримся!" от "Сити XXI век" - подразумевается, что покупателю со стопроцентной оплатой предоставят некие эксклюзивные условия, но уже непосредственно на месте.
Решили не нарушать традиции и некоторые ипотечные банки. Например, DeltaCredit снизил комиссию за выдачу кредита до 0,75 процента от его суммы. "Праздничность" акции заключается в том, что предложение распространяется только на кредиты, заявки на которые были поданы с 9 ноября по 31 декабря 2009 года, и только в том случае, если сам банк выдаст клиенту кредит до 31 декабря 2009 года.
Зато креативными новогодними предложениями удивили в этом году западные застройщики. Как считают эксперты международного агентства недвижимости Gordon Rock, строительные компании расценивают предновогодний период как отличную возможность улучшить ситуацию с продажами, просевшими в кризис.
Например, одна американская компания обязуется вернуть покупателям разницу в стоимости, если в следующем году цены на квартиры снизятся. Но лидером по оригинальности предложения, по мнению экспертов агентства, стал американский застройщик, предложивший покупателям квартир в качестве бонуса татуировку с тигром (символом наступающего 2010 года). Второе место отдали другой строительной компании из США, которая пообещала каждому покупателю ежегодно на рождественские праздники дарить елку и индейку. Этот же застройщик предложил клиентам вернуть 1 процент от стоимости квартиры — на одноразовый рождественский шопинг.
Другое оригинальное предложение от застройщика из Флориды, у которого остался не продан один пентхаус в многоквартирном доме — назвать все здание именем последнего покупателя, установить на крыше дома соответствующую световую вывеску и устроить праздничный фейерверк.
В базе спецпредложений агентства также есть объявление о продаже залоговой недвижимости, которую американские банки изъяли за долги (так называемой distressed property). Объекты и без акции предлагаются с дисконтом в 40-60 процентов, но покупатели, которые захотят приобрести их до 31 декабря, получат в подарок еще и новый Lexus LS, причем они сами могут выбрать цвет автомобиля.
Английские застройщики предпочитают дарить практичные подарки. Один, например, предложил годовые абонементы на поезд для всей семьи. Другой - квартиру во Флориде в придачу к квартире в Англии. Стоимость американской квартиры при этом составляет 8 процентов от приобретенной британской недвижимости.
Конечно, все эти забавные бонусы, скорее, способ привлечения внимания к самой компании. В действительности ради татуировки или абонемента на поезд, и даже ради путевки в теплые края, никто квартиру в конкретном доме покупать не будет, если он ему не подходит. Покупатели реагируют на выгодные условия покупки и хорошие скидки. Особенно если речь идет о недвижимости нижнего ценового сегмента и если дисконты реальные: известно ведь, что многие компании заранее немного повышают цены на свои объекты, чтобы потом объявить на них скидку. И все-таки креативные акции на консервативном рынке недвижимости - это всегда любопытно. Тем более если они новогодние.