Имя британского комика Саши Барона Коэна не раз фигурировало в судебных исках обиженных им героев фильма "Борат: культурные исследования Америки на благо славного народа Казахстана". Кто-то жаловался на оскорбление чести и достоинства, кто-то на откровенный обман, а кто-то на ущемление всяческих прав. Но большинство претензий так и не получили поддержку в судах. С фильмом "Бруно", в котором Коэн сыграл австрийского тележурналиста нетрадиционной сексуальной ориентации, все может быть иначе.
Еще до выхода картины в прокат некая жительница американского города Палмдейл Ришель Олсон обратилась в суд с требованием выплатить ей компенсацию за ущерб, нанесенный ее здоровью создателями картины. Истица утверждала, что представители киностудии Universal обманом заставили ее принять участие в съемках "Бруно", во время которых она не только стала объектом развратных действий главного героя, но и получила тяжелую травму головы, приковавшую ее к инвалидному креслу.
Обвинение было весьма серьезно; с "харасментом" и нанесением телесных повреждений в США шутки плохи. Но юристам Universal довольно быстро удалось доказать, что женщина несколько преувеличила степень своего участия в игрищах "голоса австрийской молодежи, уступающего по популярности только Гитлеру". Имеющаяся в распоряжении ответчиков видеозапись инцидента свидетельствовала, что Саша Барон Коэн не совершал "оскорбительных действий сексуального характера" и тем более не применял к истице насилия, которое могло привести к травме.
10 июля фильм стартовал в прокате, и уже после первых выходных стало понятно, что успеха "Бората" ему не видать. Второй раз шутки на уровне первичных половых признаков, но облеченные в куда менее забавную форму, не сработали. Прокат надо было спасать, и чуть позже в СМИ просочилась пугающая информация о том, что Саша Барон Коэн был вынужден нанять охрану из-за угроз, поступающих ему от палестинских боевиков, честь которых актер якобы задел.
Кассовым сборам это не особенно помогло, но, видимо, переполнило чашу терпения "террориста" по имени Айман Абу Аита, которого Бруно в фильме представил одним из лидеров группировки "Бригады мучеников аль-Аксы". Палестинец пообещал встать в длинную очередь желающих подать на актера в суд, так как поруганная честь и деловая репутация законопослушного бизнесмена взывала о компенсации.
Прошло еще несколько месяцев, которые, вероятно, потребовались законопослушному бизнесмену, чтобы оценить страдания, причиненные ему австрийским гомосексуалистом, и вот в начале декабря в федеральный суд округа Колумбия поступил иск. Оскорбленный Айман Абу Аита потребовал от создателей "Бруно"... 110 миллионов долларов.
Ответчиками в иске названы не только руководство Universal, сам Коэн и режиссер картины Ларри Чарльз, но и ведущий популярного американского телешоу Дэвид Леттерман, бравший интервью у британского комика. Описывая свою встречу с "известным террористом", Коэн, в частности, сказал Леттерману, что общался с ним в секретном месте, которое указал сам Абу Аита.
Однако теперь "террорист" это утверждение категорически опровергает. В иске указывается, что встреча состоялась по просьбе создателей фильма и проходила она в отеле, находившемся на контролируемой израильскими военными территории. Как следует из документа, Айман Абу Аита не только честный предприниматель, но еще и христианин, который с истинно христианским смирением не приемлет насилия и готов отстаивать дело мира.
Более того, появление истца на экране в обществе гомосексуального Бруно создает угрозу отнюдь не Саше Барону Коэну, а самому Абу Аите. "Подобные шутки очень опасны в нашем мире. Здесь не Соединенные Штаты и не Европа, у нас на многие вещи смотрят совсем по-другому", - прокомментировал претензии истца его адвокат Хатем Абу Ахмад (Hatem Abu Ahmad). Представители ответчиков пока хранят гробовое молчание.
Именно этот судебный процесс, если, конечно, дело дойдет до суда и честный палестинский бизнесмен не удовлетворится куда более скромной компенсацией, может создать неприятный для Саши Барона Коэна прецедент. Ведь одно дело - политическая сатира, обещания нанести сокрушительный удар из могучих казахских катапульт по "узбекским урюкам" или обвинение евреев в гибели динозавров, и совсем другое - публичное обвинение в причастности к террористической организации, включенной во все мыслимые "черные списки" американских спецслужб.
Вероятно, именно этим и объясняется стремление истца судиться с обидчиками именно на территории США, причем в столичном округе.
Get the Flash Player to see this player.
Естественно, ожидать, что даже при самом благоприятном завершении процесса суд удовлетворит нескромные аппетиты Аймана Абу Аиты, не стоит. За 110 миллионов долларов в местах, где проживает праведный христианин, можно купить решительно все, возможно, даже место в мавзолее Ясира Арафата. Но если суд будет выигран, это может вызвать цепную реакцию, как уже бывало в случаях с другими представителями шоу-бизнеса. А могущественные боссы киноиндустрии вряд ли будут столь же рьяно защищать Коэна, как это было после выхода "Бората". Курица перестала нести золотые яйца.
Андрей Воронцов