Экономика
12:51, 14 декабря 2009

Закон раздора Российские власти споткнулись о торговлю

Антон Ключкин

Госдума в декабре уже дважды переносила принятие во втором, основном чтении законопроекта о регулировании торговой деятельности в России. Самый спорный документ конца 2000-х годов, на одну разработку которого ушло несколько лет, столкнул лбами администрацию президента и правительство. Они по-разному видят сущность документа, поэтому он попросту "застрял" в парламенте. Несмотря на редкое по накалу страстей столкновение интересов, законопроект, скорее всего, будет принят Госдумой до Нового года. Парламент в России, как известно, - не место для дискуссий.

Будущий закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" разрабатывали в правительстве в течение двух лет. В июле 2009 года правительство, после очередной доработки, все же внесло документ в Госдуму. С тех пор законопроект несколько раз правили, после чего он был принят в первом чтении. Во втором чтении парламент должен был рассмотреть документ 9 декабря. Но этого не произошло.

Документ, который преодолел поистине марафонскую дистанцию, неожиданно "спекся" перед самым финишем - не типичная, прямо скажем, ситуация для российских чиновников и парламента. Особенно если речь идет о законопроекте, который затрагивает интересы каждого, кто ходит за покупками. То есть – всех россиян.

Законопроект о торговле создавали с целью выстроить модель отношений между торговцами и их поставщиками (не сельхозпроизводителями, а по большей части посредниками и переработчиками). Последние утверждают, что торговые сети давят отечественного производителя неоправданными поборами и вообще пытаются монополизировать рынок. Сети указывали, что их закупочная политика заставляет поставщиков поставлять лучшие товары по минимальной цене. При этом сторонники торговцев называют себя защитниками конкурентоспособного сегмента российской экономики, а отечественному производителю предлагают заняться производством не менее конкурентоспособного товара.

Торговля – один из крупнейших секторов экономики в России, и нет ничего удивительного в том, что документ вызвал жаркие споры. От того, какие положения будут сформулированы в этом законе, зависят и цифры на ценниках, и ассортимент на полках, и то, куда потребитель отправится за покупками – в сетевой магазин или в ларек у дома. Конца и края дискуссии вокруг законопроекта, между тем, не видно, поэтому ее просто остановили на том месте, до которого эта самая дискуссия дошла.

Кульминацией многолетних споров чиновников, торговцев и поставщиков стал июньский визит председателя российского правительства в московский "Перекресток". Там Владимир Путин осмотрел ценники, а затем, убедившись, что наценки на сосиски в магазине присутствуют, велел за 10 дней доработать законопроект "О торговле", чтобы устранить обнаруженную "несправедливость". Над документом, впрочем, чиновники бились еще довольно долго, после чего все же торпедировали его в Думу, закрыв глаза на то, что пациент скорее мертв, чем жив.

В результате вышло то, что вышло: текст законопроекта в его текущей версии дискриминирует торговцев.

Марш несогласных

О том, что документ не годен, многие говорили еще до того, как законопроект достиг Думы. Громче других против него, что и понятно, высказывались крупнейшие торговые сети России, которые считают его настоящим бедствием. Лев Хасис, гендиректор X5 Retail Group ("Пятерочка" и "Перекресток"), ранее, к примеру, заявлял, что еще не видел "более некомпетентного и абсурдного закона". По его мнению, закон все же будет принят, но потом, "в результате мучений и стенаний потребителей, его будут отменять по частям".

Документ, по мнению ритейлеров, будет лишь препятствовать развитию торговли в России, особенно в регионах. Бурное возмущение у сетей, к примеру, вызывает запрет взимать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем выставляемого товара, а также запрет открывать новые магазины в муниципальном образовании, если доля ритейлера на рынке превышает 25 процентов. Это, впрочем, технические детали, а главные противоречия связаны, скорее, с концептуальной стороной вопроса.

Дело в том, что против принятия этого документа протестуют не только ритейлеры, но и те, кого в лоббизме интересов сетей заподозрить куда сложнее. Эксперты Центра стратегических разработок в статье для журнала Forbes указывают , что речь в законопроекте идет не столько о торговле, сколько, в широком смысле, о конкуренции в России. Документ, по их мнению, предполагает усиление регулирования рынка со стороны государства и ведет к установлению протекционистских мер, особенно в регионах, для неэффективных производителей продукции. Как следствие, считают эксперты, новый закон о торговле неминуемо приведет к консервации экономической отсталости.

Известные российские экономисты, включая ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева и научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, также обратились в Госдуму с петицией, призывающей не поддерживать законопроект вообще. По их мнению, закон представляет угрозу для экономики, а "его принятие станет ударом по материальному благосостоянию простых граждан, повлечет за собой ограничение конкуренции и снижение инвестиционной привлекательности отечественной экономики".

В правительстве, однако, настаивали на своей версии документа. Путин в ходе последней своей "Прямой линии" с россиянами утверждал, что положения закона "должны гармонизировать отношения во всей цепочке "производитель - переработчик - сбытовая сеть" в интересах покупателя и производителя". Единоросы были солидарны. Тем не менее, назначенное на 9 декабря второе чтение законопроекта в Думе было сорвано. Спасать торговлю от законотворчества чиновников из правительства бросились юристы из администрации президента России.

"Есть такие силы"

Перед самым вторым чтением в Думе стало известно, что Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента России дало отрицательный отзыв на законопроект о торговле. По данным российских деловых СМИ, ГПУ раскритиковало практически все основные положения проекта, отметив, что документ не учитывает интересы конечного потребителя, то есть обычного российского покупателя. В итоге голосование по документу было перенесено на 11-е декабря, так как правительство и аппарат президента не успели согласовать единую версию документа.

"Стоит он на завтра, но я не могу точно сказать, что мы его завтра рассмотрим; единственное, что могу сказать точно, он будет принят в декабре", - утверждал спикер Думы Борис Грызлов 10 декабря. "Есть много желающих размыть закон в пользу торговых сетей, в пользу импортных поставщиков. К сожалению, я должен сказать, что есть такие силы", - добавил он.

О том, что это за таинственные силы, Грызлов умолчал, но 11 декабря полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх объявил, что голосование по документу вновь перенесено – на 16 декабря. По словам Минха, материалы законопроекта, распространенные 9 декабря, утратили свою актуальность.

Помощник президента России Аркадий Дворкович утверждает, что "речь идет о примерно 10 крупных замечаниях" к законопроекту, которые могут быть учтены в ближайшие дни. По данным "Коммерсанта", исправленный документ появится 14 декабря.

Пока исход баталии не ясен. Как неясно и то, пройдет ли документ все этапы законодательной процедуры до Нового года. Шансы на то, что документ могут завернуть Совет Федерации или президент, велики. Такого уже давно не случалось в российской законотворческой практике.

Подобные конфликты между правительством и администрацией президента Дмитрия Медведева, без сомнения, случались и раньше, но, как правило, не выливались на публику. А тут – открытая полемика, да еще и по такому спорному документу. Одно дело госкорпорации, другое – торговля. Не удивительно, что традиционные механизмы Госдумы, нацеленные на принятие законопроектов "без сучка и задоринки", дали грандиозный сбой.

< Назад в рубрику