Мир
21:50, 14 декабря 2009

Гранатометы прилетели Арест набитого оружием Ил-76 бросил тень сразу на несколько столиц

При досмотре севшего для дозаправки транспортного самолета Ил-76 спецслужбы Таиланда вместо бурового оборудования обнаружили на его борту 35 тонн вооружений, в том числе противотанковые гранатометы и зенитно-ракетные комплексы. Если по поводу отправителя груза все более или менее ясно - самолет вылетел из Пхеньяна, то версии о конечном пункте полета разнятся и множатся. По разным источникам, контрабандное оружие предназначалось для Шри-Ланки, Ирана, какой-то страны Ближнего Востока, Грузии или Украины.

Такой разброс мнений вызван в первую очередь тем, что власти Таиланда не спешат поделиться информацией о расследовании и СМИ в основном публикуют мнения, намеки, сведения из "анонимных источников". Точно известно, что после обнаружения оружия полиция арестовала экипаж самолета. На борту транспортника находились пять человек: четверо граждан Казахстана - Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков, а также гражданин Белоруссии Михаил Петухов. Каждому из задержанных больше 50-ти лет.

Командиром экипажа называли Михаила Петухова, именно на его показания о целях полета ссылаются авторы большинства публикаций. Однако белорусский МИД заявил, что Петухов не был командиром судна. Всем пятерым задержанным предъявили обвинение в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегального транзита оружия через территорию Таиланда.

Сами летчики обвинения в свой адрес отрицали. Они настаивали на том, что ничего не знали о наличии на борту самолета оружия и были уверены, что везут буровое оборудование. Задержание произошло 11 декабря, а уже 14 декабря уголовный суд Бангкока санкционировал заключение экипажа под стражу на 12 дней для дальнейшего расследования. Причем, в виду тяжести совершенного преступления, без права выхода под залог. Если вина летчиков будет доказана, то им грозит суровое наказание - от десяти лет заключения до пожизненного лишения свободы.

В первых сообщениях об аресте самолета говорилось, что воздушное судно с бортовым номером 4L-AWA принадлежало Казахстану. Однако позже председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда опроверг эту информацию. "Мы по своей линии проверили: самолет принадлежит Грузии, ранее состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании и выведен из реестра Казахстана", - сказал Адимолда.

Буквально через несколько часов грузинское руководство устами начальника Единой транспортной администрации Георгия Бучукури заявило, что не имеет к инциденту в Бангкоке никакого отношения. "Этот Ил-76 принадлежит одной из грузинских авиакомпаний Air West, которая отдала данный самолет в лизинг украинской компании SP Trading. Договор о лизинге был заключен 5 ноября", - заявил Бучукури.

Ввиду такого стечения обстоятельств просто не могли не появиться версии о наличии в этом деле грузинского или украинского следа. Сначала "Комсомольская правда", а затем и "Голос России" сообщили, что по крайней мере часть оружия предназначалась Грузии, которая стремится как можно скорее восстановить свой военный потенциал после поражения в Южной Осетии. Другая часть груза якобы предназначалась Украине, которая уже была замешана в громком оружейном скандале.

Грузинские СМИ не остались в долгу. На портале "Грузия Онлайн" оперативно появилась статья, в которой утверждалось, что "следы самолета-нарушителя ведут в Кремль". Якобы единственная грузинская авиакомпания, имеющая в своем распоряжении самолеты этого типа, только зарегистрирована в Грузии, а фактически базируется в московском аэропорту Внуково. При этом офис Air West находится в центре Москвы. Так что появления в этом деле еще и российского следа ждать осталось, наверное, не долго.

Официальный Киев отреагировал позже всех. В середине дня 14 декабря глава МИДа страны Петр Порошенко заявил, что задержанный Ил-76 не имеет к Украине никакого отношения. "Этот самолет не украинский, в составе экипажа нет украинцев... На сегодняшний день нет подтверждения причастности украинской стороны к этому", - заверил министр. Он сообщил, что самолет прибыл на Украину без груза 13 ноября, а 8 декабря вылетел в Бангкок. Впрочем, непричастность украинских компаний к инциденту Порошенко гарантировать не смог - по его словам, эта информация сейчас проверяется.

Косвенным подтверждением заявлений украинского министра прозвучали слова пресс-секретаря МИДа Казахстана Ильяса Омарова. Он заявил, что у грузинской компании Air West Georgia, которой принадлежит Ил-76, судно для осуществления перевозки грузов было арендовано фирмой SP Trading Ltd. Однако, по информации казахстанских компетентных органов, фирма эта не украинская, а новозеландская. Неожиданный поворот сюжета пока не нашел большого числа сторонников. Да и в таком темном деле, как нелегальная торговля оружием, "прописка" компании - это не главное. Важнее то, кому она принадлежит реально.

Летчики Ил-76. Фото AFP
Lenta.ru

По обобщенным данным различных СМИ, вылетев с Украины, Ил-76 4L-AWA после промежуточных посадок в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде прибыл в Пхеньян. Там его загрузили оружием, и судно отправилось в обратный путь. Первая дозаправка должна была произойти в Таиланде. Однако власти страны уже получили разведданные от своих коллег из США и приготовились к встрече самолета.

В соответствии с принятой 12 июня резолюцией ООН 1874, КНДР запрещено заниматься экспортом вооружений. Попытки нарушить эмбарго уже вызывали резкую ответную реакцию США. Поэтому после посадки в Бангкоке воздушное судно досмотрели, обнаруженное оружие вывезли на военную базу, а экипаж арестовали.

Впрочем существует и другая версия произошедшего: самолет совершил в Таиланде экстренную посадку из-за технической неисправности. По плану полета первая посадка должна была произойти в Шри-Ланке. Там же, по распространенной версии, находились получатели или всего груза, или его части. Это предположение учитывает то обстоятельство, что Таиланд вовсе не является безопасным местом для нелегального транзита оружия. Спецслужбы страны активно сотрудничают со своими коллегами из США, и громкий арест российского предпринимателя Виктора Бута стал тому наглядным подтверждением.

Как бы то ни было, Шри-Ланка все равно упоминалась в маршрутной карте самолета с оружием как место его промежуточной посадки. Об этом власти Таиланда сообщили со ссылкой на слова пилотов. В ответ министерство обороны Шри-Ланки, где в мае закончилась кровопролитная гражданская война с группировкой "Тигры освобождения Тамил-Илама", заявило, что на острове никакие поставки грузов из КНДР морским или воздушным путями не ожидаются. Самолет с таким грузом не может быть принят на территории страны без соответствующего разрешения.

Это заявление согласуется с озвученным еще в июле решением правительства Шри-Ланки отказаться от дальнейших закупок оружия в связи с окончанием войны против повстанцев. Однако оно противоречит показаниям пилота Петухова, который сообщил, что часть груза должна была быть доставлена именно в Шри-Ланку.

Еще одна посадка должна была произойти где-то на Ближнем Востоке. Одним из наиболее вероятных кандидатов на роль получателя груза считается Иран, который связан с Северной Кореей давней историей сотрудничества в военной области. Впрочем, тайские следователи заявили, что ближневосточную страну Петухов пообещал назвать в ходе судебного разбирательства.

В разгар скандала Пхеньян хранит традиционное молчание, что в его положении не удивительно.

Ответы на многие связанные с этим делом вопросы вряд ли станут известны до начала судебного процесса. У следователей есть основания предполагать, что прерванный рейс из Пхеньяна был для борта 4L-AWA далеко не первым. Вполне возможно, что в ходе разбирательств вскроется очередная схема, по которой работает черный рынок торговли оружием. Однако главный удар уже нанесен и жертвой его стала Северная Корея.

Для нищей КНДР торговля оружием составляет существенную часть бюджетных поступлений - около 1 миллиарда долларов в год. Осуществив эмбарго не на бумаге, а на деле, Запад, безусловно, займет более выгодную позицию в переговорах с упрямым Пхеньяном. В апреле 2009 года КНДР вышла из шестисторонних переговоров по безъядерному статусу Корейского полуострова, и с тех пор у Вашингтона никак не получается вернуть ее обратно.

Главное, чтобы заложниками этой большой игры в очередной раз не стали простые работяги - летчики злополучного "Ила".

Влад Гордеев

< Назад в рубрику