В свое время фильм "Волшебник страны Оз" поразил профессионалов киноиндустрии размером своего бюджета, а зрителей - невиданными до этого спецэффектами. Картина довольно быстро получила статус классической и во многом предопределила развитие не только своего жанра, но и кинематографа в целом. Нечто подобное наверняка произойдет и с фильмом Джеймса Кэмерона "Аватар", с которым создатель "Титаника" вернулся после долгого блуждания по глубинам океана.
Как известно, идея "Аватара" пришла Джеймсу Кэмерону в голову еще до того, как он взялся за историю свидания самого роскошного судна начала 20-го века с айсбергом, то есть что-то около 15 лет назад. Однако технологии того времени не позволяли реализовать уже готовый 114-страничный сценарий, повествующий о столкновении землян с расой гуманоидов на экзотической планете Пандора. Режиссеру претила перспектива облачения актеров в резиновые маски, ограничивающие их творческий потенциал, а создание реалистичной инопланетной биосферы и вовсе представлялось невозможным. Поэтому Кэмерон затаился на время, снял самый кассовый фильм в истории кинематографа и отправился вместе со своим российским другом Анатолием Сагалевичем изучать океанские глубины.
В 2005 году Кэмерон вернулся к своему замыслу, присвоил фильму почти "пентагоновское" название "проект 880" и приступил к планомерной работе. Годы, прошедшие с момента выхода "Титаника", не прошли даром. Мир Пандоры был детально проработан в эскизах, научных обоснованиях и подробнейших описаниях. Но главное, потратив почти 15 миллионов долларов собственных средств, режиссер получил в свое распоряжение уникальный стереоскопический съемочный комплекс, принципиально отличавшийся от тех, с которыми работали авторы лучших фантастических фильмов.
Отныне для оценки реалистичности взаимодействия живых актеров с созданными на компьютерах образами и элементами окружающей среды не требовалось ждать завершения рутинного и весьма длительного этапа наложения спецэффектов. При помощи так называемой "виртуальной камеры" и режиссер, и занятые на площадке актеры могли видеть результаты своего труда сразу же. Более того, Кэмерону удалось решить самую серьезную проблему технологии захвата изображения performance capture - эффект "мертвых глаз".
Сокращения мимических мышц и раньше легко фиксировались при помощи специальных меток, нанесенных на лицо, но глаза оставались вне поля компьютерного "зрения", они рисовались уже на этапе пост-продакшен и чаще всего выглядели совершенно безжизненно. Кэмерон использовал иной метод. Он надел на актеров шлемы особой конструкции с укрепленными на них микрокамерами, которые считывали не только всю мимику, но и малейшие движения глазных яблок. Лица коренных жителей Пандоры ожили.
В январе 2007 года киностудия 20th Century Fox объявила о том, что подготовка к съемкам фильма вошла в завершающую стадию, а три месяца спустя исполнители главных ролей - Сэм Уортингтон, Зои Солдана, Сигурни Уивер - уже прыгали, увешанные датчиками, перед 3D-камерами в совершенно пустом ангаре испытательного полигона имени Говарда Хьюза в пригороде Лос-Анджелеса. В октябре того же года съемочная группа переместилась в Новую Зеландию, где были проведены съемки на натуре, которая должна была изображать девственные леса Пандоры. Затем отснятый материал поступил в ведение студии Питера Джексона Weta Digital, взявшейся довести видеоряд до совершенства.
Премьера картины несколько раз переносилась, так как объем работ оказался поистине колоссальным. И вот после весьма эффектной рекламной кампании, в процессе которой впервые в истории трейлер и отрывки из фильма удостоились отдельной премьеры в кинотеатрах во всех мыслимых форматах, картина вышла в прокат.
Начнем с главного. Вне всякого сомнения, Джеймсу Кэмерону в очередной раз удалось то, на что способен только он - раздвинуть границы привычного зрителям кинематографа. Созданный им мир по глубине и уровню детализации превосходит не только лучшие образцы фантастического жанра, но и специализированные программы телеканала Discovery. Представители флоры и фауны Пандоры описаны столь детально, что к концу первого часа зритель получает полное представление о пищевых цепочках планеты и совершенно теряет ощущение, что все это экранное буйство жизни - выдумка.
Глубина стереопроекции действительно поражает. В "Аватаре" практически нет нарочитых эффектов ради эффектов, режиссер не стремится сразить зрителя снегом, летящим с экрана прямо в мозг, или захватывающими дух падениями в рисованную пропасть. Стереоизображение служит скорее вспомогательным инструментом, неким ластиком, помогающим ему стирать границу между реальностью и вымыслом. И Джеймсу Кэмерону это удается на все сто. Удивительно, но уже через несколько минут после начала сеанса ощущение, что смотришь стереофильм, пропадает. Происходящее на экране воспринимается как спектакль, идущий на фоне величественных декораций.
Флюоресцирующий в ночи растительный и животный мир Пандоры завораживает. По сравнению с ним технологические достижения земных колонистов, прибывших на планету в поисках уникального минерала, кажутся чудовищным осквернением Божьего замысла. Джеймс Кэмерон умело манипулирует восхищением человека перед радугой, с семицветной простотой которой не могут конкурировать самые изощренные произведения искусства.
Get the Flash Player to see this player.
Ну, и конечно, сами разумные обитатели планеты - раса Найви. В одном из интервью Кэмерон как-то сказал, что хочет сделать своих гуманоидов не похожими на людей, но такими, в которых любой Homo Sapiens может влюбиться. Стоит признать, что с этой задачей он справился. Главная героиня "Аватара" Нейтири, несмотря на свой трехметровый рост и синюшность, является воплощением самых распространенных современных эротических грез. Не исключение и мужчины-найви, образы которых созданы путем смешения антропологических особенностей решительно всех индейских народностей Нового Света.
Get the Flash Player to see this player.
К созданию человеческой техники Кэмерон подошел с привычной для него дотошностью. Все летающие, ползающие и шагающие механизмы выглядят абсолютно реальными. Режиссер намеренно отказался от изобретения неких фантастических видов транспорта из далекого будущего, вся техника, показанная в фильме, за исключением межзвездных космических кораблей, в принципе, может быть создана и сегодня. Достаточно сказать, что во время работы над летательными аппаратами Кэмерон консультировался с экспертами по авиастроению и специалистами из NASA, а модели проходили испытание в аэродинамической трубе.
Get the Flash Player to see this player.
И последнее. Если в первой половине фильма действие развивается довольно медленно, представляя собой удивительно красивый экскурс в этнографию и биологию, то вторая часть "Аватара" являет ураганное действие такого масштаба, что всем трансформерам Майкла Бэя впору изойти ржавчиной от бессильной нечеловеческой зависти.
И все же у "Аватара" есть недостатки, и самый главный из них - это сценарий. Дело вовсе не в основной сюжетной линии, являющейся гибридом из "Покахонтаса", "Танцев с волками" и многих других известных голливудских фильмов. Совершенно очевидно, что сценарий был написан давно, и, погрузившись в решение невероятно сложных технических задач, Джеймс Кэмерон просто не нашел времени, чтобы отполировать его так, как он умеет. Некоторым его героям откровенно не хватает мотивации, образы иных не прописаны достаточно хорошо, чтобы вызывать какое-то сочувствие.
Фильм, к сожалению, практически не блещет запоминающимися актерскими работами. Наиболее яркую роль сыграл Стивен Лэнг, очень удачно вжившийся в образ лихого рубаки, полковника Майлза Куорича. Остальные персонажи оказались буквально погребены под величием проекта. Здесь будет уместно вспомнить другую картину Кэмерона - "Бездну", в которой, к слову, также шла речь о противостоянии пары влюбленных и выжившего из ума солдафона, стремящегося уничтожить цивилизацию светящихся разумных существ. И в этой картине режиссер "обкатывал" новые технологии, в частности, впервые экспериментировал с рисованными жидкими субстанциями, что нашло свое применение чуть позже во втором "Терминаторе". Но там были действительно прекрасные актерские работы Эда Харриса, Мэри Элизабет Мастрантонио и, конечно же, Майкла Бьена. Ничего подобного в "Аватаре" нет.
Get the Flash Player to see this player.
Большие претензии есть и к композитору Джеймсу Хорнеру, для которого это уже не первый совместный проект с Кэмероном. В созданном им музыкальном сопровождении очень хорошо узнаются целые фрагменты из его же саундтреков к другим фильмам, тому же "Титанику", "Трое" или "Апокалипсису".
И все же. Даже с учетом всех вышеперечисленных недостатков, "Аватар" Джеймса Кэмерона, несомненно, лучшее из того, что зрители видели за последние годы. Некоторая недоразвитость посыла о хрупкости природы и заносчивости человека с лихвой окупается сказочным зрелищем. В эпоху римейков и сиквелов "Аватар" станет той самой свежей струей, которая привнесет новую жизнь в местами подернувшуюся ряской стоячую голливудскую воду.
Является ли "Аватар" лучшим фильмом Джеймса Кэмерона? Безусловно, нет. Но его визуальное и техническое совершенство, помноженное на абсолютно бесспорную мораль, поставят его в один ряд с такими фильмами, как "Волшебник страны Оз", так как работы именно этого уровня указывают зрителю вымощенную желтым кирпичом дорогу к дивным мирам.
Андрей Воронцов