Законопроект о создании национальной платежной системы, который разрабатывался Минфином и ЦБ в течение года, но пока так и не дошел до Госдумы, может стать очередным символом "аппаратных войн" в правительстве. Во всяком случае, на потенциально прибыльную систему оказалось сразу несколько претендентов, которые лоббируют свои интересы на самом высоком уровне.
Национальную платежную систему в России создают с 1993 года, что не мешает Visa и MasterCard занимать 85 процентов отечественного рынка. Все попытки тех, кто пытался составить им конкуренцию в 1990-х и начале 2000-х годов, провалились.
В 2009 году чиновники взялись за дело всерьез, начав разрабатывать законопроект "О национальной платежной системе". В разработке принимают участие не только сотрудники Минфина и ЦБ, но и участники Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ). Вместе они должны были подготовить документ до ноября 2009 года и внести его в Госдуму, но пока депутаты его так и не получили.
Основная цель создания национальной платежной системы заключается в том, чтобы в России появился национальный конкурент Visa и MasterCard. Тем самым отечественный рынок обезопасится от иностранцев, а контролировать денежные потоки будет легче. Поэтому зарегистрироваться оператор системы должен в России.
Средства на систему планируется выделить из федерального бюджета. Точная сумма не называется, но понятно, что речь идет о значительных инвестициях: необходимо, чтобы карты национальной системы принимали банкоматы во всех уголках России, а для этого нужно не только наладить производство самих карт, но и добиться того, чтобы к системе присоединились большинство российских банков, в том числе и региональных: иначе она потеряет смысл.
Поскольку внедрение планируется оплатить из бюджета, то на роль создателя системы сразу же нашлись претенденты. Главным из них может считаться Сбербанк – к 1 сентября 2009 года он выпустил три с половиной миллиона карт "Объединенной российской платежной системы" (бывшая "Сберкарт").
Однако в конце октября газета "Коммерсант" написала, что еще до одобрения законопроекта чиновниками в России уже начала разрабатываться национальная платежная система, причем Сбербанк в ней участия не принимает. По данным издания, пилотные пластиковые карты выпустили системы "Золотая корона" и "Юнион кард" - они попросили разрешение на проект у ЦБ и, не получив возражений, принялись за дело.
К инициативе правительства с энтузиазмом отнеслись и зарубежные компании. Так, в MasterCard заявили, что готовы участвовать в проекте, зарегистрировав "дочку" в России. Впрочем, шансы MasterCard все равно невелики: чиновники вряд ли захотят отдавать иностранцам систему, которая задумана как защита от иностранцев.
23 декабря выяснилось, что на создание национальной платежной системы претендует еще одна структура: госкорпорация ВЭБ. На заседании Госсовета и Совета по развитию информационного общества глава ВЭБа Владимир Дмитриев объявил, что создаваемый на базе Связь-банка Почтовый банк как нельзя лучше подходит для организации столь масштабного проекта: ВЭБу по силам создать процессинговую структуру и базу данных, а также наладить операторские функции.
Эту инициативу Дмитриев выдвинул после того, как президент России Дмитрий Медведев заявил, что национальная платежная система может быть объединена с системой оплаты государственных услуг и получения социальных платежей. Иными словами, новые российские карты будут многофункциональными: с их помощью и расплачиваться можно будет, и льготы получать (например, бесплатно пользоваться метро - как в случае с социальной картой москвича).
Предложение ВЭБа стало неожиданностью для многих. В их числе оказался вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, который на том же заседании Госсовета позволил себе вступить в полемику с Дмитриевым. Он отметил, что в правительстве такая возможность даже не обсуждалась, поэтому "экспромт" ВЭБа является достаточно странным. Дмитрий Медведев не стал говорить своего последнего слова, но отчитал Кудрина за стиль. "У нас в стране исторически принято о присутствующих говорить не в третьем лице, а обращаясь по имени-отчеству, и если говорится фамилия, то, как правило, добавляется имя и отчество. Алексей Леонидович, просил бы вас об этом не забывать", - заявил Медведев (цитата по РИА Новости), намекнув на то, что во время своего выступления Кудрин называл Владимира Дмитриева то "Дмитриев", то просто "он".
Российские деловые СМИ, вышедшие на утро после перепалки, интерпретировали эпизод как победу Дмитриева. Так, "Ведомости" со ссылкой на свои источники написали, что главе ВЭБа специально дали слово на совещании, чтобы "застолбить" за ним национальную платежную систему.
Те же "Ведомости" (со ссылкой на источник в ВЭБе) отмечают, что у Кудрина и Дмитриева напряженные отношения не по одному, а по нескольким вопросам. В деле же с платежной системой у Кудрина, по мнению менеджеров ВЭБа, есть и дополнительный интерес: министр финансов известен своей дружбой с главой Сбербанка Германом Грефом, который хочет создавать платежную систему под своим руководством.
Что будет с уже вроде бы запущенной системой на базе "Золотой короны" и "Юнион кард", точно неизвестно, но понятно, что лоббировать интересы этих компаний в правительстве некому. Так что скорее всего реальных претендентов на создание системы два: ВЭБ и Сбербанк. Мяч, как принято выражаться в таких случаях, на стороне Германа Грефа: в ближайшее время он должен найти аргументы против передачи системы ВЭБу.
С одной стороны, они очевидны: всегда легче создавать что-то на базе уже функционирующей системы, чем заново. С другой стороны, про существование "Объединенной российской платежной системы" чиновникам было известно и ранее, так что, видимо, Сбербанку придется искать новые способы убеждения.
По словам Дмитрия Медведева, чиновники должны определиться с оператором национальной системы до февраля 2010 года. Так что времени у ВЭБа и Сбербанка осталось не так уж и много. Если, конечно, с законопроектом "О национальной платежной системе" не случится то же, что с законопроектом "О торговле".