В игре Bayonetta длинноногая темноволосая ведьма в обтягивающем костюмчике ходит на руках, стреляя из прикрепленных к каблукам пистолетов, носится по стенам и потолкам, шлет всем воздушные поцелуи и заигрывает с врагами, которых тут же, буквально через несколько минут, разрывает на мелкие кусочки. Для описания происходящего на экране идеально подходит англоязычный термин "jaw-dropping". Пожалуй, до сих пор не существовало ни одного экшна, который выглядел бы столь же дико и, вместе с тем, столь же привлекательно.
Восемь лет назад игровой дизайнер Хидэки Камия, работавший тогда в Capcom, создал игру под названием Devil May Cry. Это по-хорошему безумный экшн, в котором главный герой - стильный демон-полукровка Данте - стреляет с двух рук, рубит демонов мечом и выполняет невероятные акробатические трюки в сюжетных заставках. Хамоватую манеру поведения этого персонажа и его подчеркнуто пренебрежительное отношение к врагам другие разработчики копируют и по сей день. Да что там другие - сама Capcom не стеснялась выпускать откровенные клоны Devil May Cry. Достаточно вспомнить вышедший в 2003 году экшн Chaos Legion.
Через пару лет после выхода первой части в продажу поступил сиквел DMC, однако Хидэки Камия к этому проекту уже не имел никакого отношения. Что не могло не отразиться на качестве игры - она не понравилась ни поклонникам первой части, ни журналистам. Через несколько лет пути Камии и Capcom вообще разошлись, а Clover Studio, где он работал, расформировали. Вместе с еще несколькими выходцами из этой студии он основал компанию PlatinumGames, пообещав, помимо всего прочего, выпустить новый экшн, который будет еще лучше, чем Devil May Cry. Речь шла о Bayonetta.
Слово свое Хидэки Камия сдержал. Новая игра про ведьму в очках действительно превосходит не только проекты, выходившие в рамках серии Devil May Cry, но, заодно, и все другие похожие экшны, включая излишне занудную Ninja Gaiden и слишком простую God of War. Игра не переписывает историю жанра; она просто поднимает планку качества и допустимого безумия на невиданную ранее высоту.
Get the Flash Player to see this player.
Влияние Devil May Cry в новой игре невозможно не заметить. Как и в экшне восьмилетней давности, в Bayonetta игровой процесс рассыпается на множество мелких кусочков. Короткие, но яростные битвы с так называемыми "ангелами" сменяют простые головоломки. Время от времени в Bayonetta появляются элементы платформера. После прохождения каждой миссии можно заработать бонусы в мини-игре, где в противников нужно стрелять, используя вид от первого лица. Удивительно, но это разнообразие проекту нисколько не вредит. Разработчики Bayonetta постоянно подбрасывают геймеру что-то новое, не позволяя ему ни на секунду расслабиться или заскучать.
Боевая система в Bayonetta очень проста и интуитивна. Основные удары выполняются двумя кнопками, еще есть возможность стрелять из пистолетов, прыгать и уворачиваться от вражеских атак. Комбинаций, в которые все упомянутые движения можно объединить, просто море. Причем их список увеличивается еще больше, как только Байонетта получает в свое распоряжение новое оружие. Поначалу главная героиня сражается с врагами при помощи пистолетов. Позже в ее арсенале появляется меч, а также куда более экзотичные "игрушки" - например, специальные перчатки с когтями.
Разнообразие оружия и доступных приемов позволяет Байонетте не сражаться, а танцевать на поле боя. Любая схватка превращается в феерическое шоу. Ведьма замедляет время, пускает в ход не только пистолеты и холодное оружие, но и свои собственные волосы; после ряда успешных атак из воздуха появляются различные пыточные приспособления. Полумертвых боссов раздирают на части или съедают огромные существа, материализующиеся все из тех же волос Байонетты. Фоном идут то песня Fly Me to the Moon, то еще какие-то легкомысленные композиции, сильно контрастирующие с жестокостью, творящейся на экране.
Из-за этого происходящее еще больше приобретает какой-то особый, сюрреалистичный оттенок. Игру невозможно воспринимать всерьез, да и сами разработчики на этом не настаивают. Они подшучивают над неуклюжими врагами и над второстепенными персонажами. Время от времени в неловкое положение попадает даже сама Байонетта. Как правило, это происходит, когда в сюжетных сценах появляется маленькая девочка в огромных очках. Только ей с ее детской непосредственностью позволено дергать главную героиню за ленточки.
Но не стоит думать, что все в игре весело и просто. Любой, даже самый заурядный монстр способен прервать смертельный танец главной героини одним ударом. Камия не шутил, когда говорил, что Bayonetta будет "садистски сложной" игрой. Здесь нельзя терять бдительность - это непозволительная роскошь. Даже на обычном уровне сложности можно потратить полчаса на то, чтобы победить каких-нибудь чрезмерно резвых "ангельских" собачек. Во время прохождения одного уровня можно повстречать сразу несколько мини-боссов. Причем речь здесь не о размерах (напротив, они просто огромны), а о значимости. Каждый из таких "незначительных" противников способен начисто отбить у нетерпеливых геймеров желание проходить игру дальше.
Отказаться от прохождения этой игры - простое, но неправильное решение. Хотя бы потому, что этот экшн очень красив. В Bayonetta можно получать удовольствие практически от каждого кадра. Разработчики не упускают возможности покрутить камеру вокруг грациозной героини во время сюжетных сцен. И не важно, что Байонетта делает в этот момент - танцует с пистолетами, мчится по шоссе или же просто сосет леденец. Это все равно выглядит красиво.
Конечно, чувствуется, что в бюджете сотрудники PlatinumGames были несколько ограничены. Некоторые заставки представляют собой нарезку практически не анимированных кадров. Враги частенько повторяются, да и музыкальным композициям не хватает разнообразия. К недостаткам можно отнести и то, что в PS3-версии Bayonetta довольно длинные загрузки. Хотя в последнем виноваты не столько сотрудники PlatinumGames, сколько разработчики из Sega, портировавшие игру с Xbox 360 на приставку компании Sony.
Get the Flash Player to see this player.
Какие-то недоработки команде Хидэки Камии удалось удачно замаскировать. Те же заставки можно принять за оригинальное стилистическое решение. В это предположение легко поверить, если вспомнить, что создавали эти же люди, когда являлись сотрудниками студии Clover. На ум сразу же приходит экшн God Hand, намеренно и очень старательно косивший под так называемый "боевик категории B".
Вообще разработчики частенько делают реверансы в сторону своих предыдущих проектов. Возможность замедлять время, к примеру, присутствовала в игре Viewtiful Joe. Когда Байонетта превращается в пантеру и начинает носиться по локациям, то всюду, где она пробежит, вырастают цветы. Подобное было в игре Okami, где богиня Аматэрасу путешествовала по огромному миру в образе волчицы.
В марте текущего года сотрудники PlatinumGames выпустили свой первый проект - невероятно жестокий, немного трэшевый черно-белый экшн Madworld. Уже тогда стало ясно, что потеряла Capcom, закрыв свою внутреннюю студию Clover и разогнав всех талантливых разработчиков. После выхода Bayonetta руководители этого издательства должны понять, что смазливый блондин Данте окончательно устарел. Новая игра вызывает чистый неподдельный восторг. Не исключено, что на какое-то время именно образ роковой Байонетты станет наиболее популярным среди разработчиков экшнов. И вряд ли геймеры будут против.
Максим Мишин