В российско-грузинских отношениях наступает некоторое потепление. Россия, как сообщили в одной из грузинских авиакомпаний, разрешила провести серию прямых авиарейсов (Тбилиси-Москва-Тбилиси) в период новогодних праздников. Почти одновременно с этим стало известно, что весной будет открыт единственный пропускной пункт на российско-грузинской границе ("Верхний Ларс" - "Казбеги"). Правда, последнее решение, как считается, пойдет на пользу главным образом не России с Грузией, а Армении, которая наконец восстановит сухопутное сообщение с РФ.
Для того чтобы решиться даже на время восстановить прямое авиасообщение между двумя странами (о регулярных рейсах между Москвой и Тбилиси речь пока не идет), российской стороне понадобилось почти полтора года. Жителям обеих стран пришлось летать в соседнее государство транзитом: например, через Армению или Украину.
По официальной версии, которую в свое время выдвинули российские власти, прямые рейсы с Грузией были прерваны из-за долга грузинской стороны (перед Россией) за аэронавигационное обслуживание. Размер задолженности российская сторона оценила в несколько миллионов долларов. В Тбилиси, комментируя претензии Москвы, заявляли, что за долг, о котором идет речь, несут ответственность в основном частные авиакомпании, которые работали в 1990-е годы и в настоящее время уже не функционируют. Тем не менее, грузинская сторона после долгих переговоров пошла на уступки и весной 2008 года выплатила более половины требуемой суммы (деньги перечислила грузинская авиакомпания "Айрзена").
Вскоре прямые авиарейсы между Россией и Грузией возобновились, но продлилось такое положение дел всего несколько месяцев. Во время российско-грузинской войны, в августе 2008 года, авиасообщение вновь было прервано по инициативе РФ.
Сама по себе задолженность изначально была не более чем предлогом для прекращения полетов. В 2006 году, к примеру, российская сторона прервала авиасообщение в ответ на задержание в Тбилиси российских офицеров, которых обвинили в шпионаже. Тогда Россия отгораживалась от Грузии всеми возможными способами, на ходу придумывая объяснения: было прекращено даже почтовое сообщение ("из-за несоответствия требованиям безопасности вложений в почтовые отправления"). В следующий раз прямые рейсы были прекращены 9 августа 2008 года, на следующий день после начала боевых действий в Южной Осетии. В "Аэрофлоте", в частности, тогда сообщили, что компания получила устное распоряжение отменить рейс. Пока между вооруженными силами двух стран шли бои, такой шаг представлялся вполне логичным, но война закончилась, а запрет продолжал действовать.
Запрет на прямое авиасообщение пополнил собой набор ограничений, введенных Россией в отношении Грузии за последние годы. В их числе - запрет ввозить грузинское вино, закрытие единственного на границе пропускного пункта на ремонт, который продолжался несколько лет (для Грузии тем самым был перекрыт один из транзитных путей), и прекращение выдачи гражданам Грузии некоторых категорий российских виз.
Как средство давления, эти санкции оказались неэффективны. В Москве, возможно, рассчитывали на то, что ограничения приведут к росту социального недовольства в Грузии и, как следствие, смене власти в республике. Однако этого не произошло. Президенту Грузии Михаилу Саакашвили ограничения, в общем, не повредили, зато создали массу неудобств большому количеству людей (в том числе россиянам).
Впрочем, даже с учетом этих факторов просто так отказываться от санкций российские власти не собираются. Весной 2008 года, когда в Москве объявили о готовности возобновить авиаперелеты и отменить визовые ограничения, наблюдатели расценили это как своего рода "компенсацию" Грузии за предыдущие решения РФ, принятые в отношении Абхазии и Южной Осетии. Тогдашний президент России Владимир Путин, напомним, поручил правительству наладить отношения с непризнанными (на тот момент) республиками. В Сухуми и Цхинвали это решение (подразумевавшее, в частности, признание Россией юридических лиц в Абхазии и Южной Осетии) расценили как частичное признание их независимости. В Тбилиси, разумеется, выразили протест, но помешать легализации контактов России с "сепаратистами" не смогли. На этом фоне обещание Москвы отменить визовые ограничения в грузинском МИДе назвали попыткой создать "иллюзию настроя на сотрудничество".
В нынешней ситуации согласие России возобновить авиаперелеты несет другую нагрузку. Этот жест сделан на фоне "раскрутки" одного из политиков, которого российские власти выбрали из большого числа грузинских оппозиционеров. Речь идет о бывшем главе правительства Грузии Зурабе Ногаидели.
Ногаидели, который в свое время поддержал "революцию роз", после тогдашней смены власти в стране стал министром финансов, а затем был назначен на пост премьера. Ряды оппозиции он пополнил уже после отставки, в начале 2009 года, когда неожиданно выступил с резкой критикой в адрес президента ("Предатель и трус Саакашвили, который потерял территории, не имеет права на управление страной", - заявил тогда журналистам бывший премьер). Он обзавелся политическим движением "За справедливую Грузию" и стал принимать участие в акциях протеста. Особых успехов на этом поприще бывший премьер не достиг. В качестве политика, способного свергнуть Саакашвили, его мало кто рассматривал. По популярности Ногаидели явно уступал более ярким и более радикально настроенным оппозиционерам (таким как Нино Бурджанадзе, Леван Гачечиладзе и Ираклий Аласания).
Когда бывший премьер заявил о намерении вести диалог с российским руководством, ни власти, ни оппозиция в Грузии не проявили к этому особого интереса. В оппозиции заявили, что, мол, пусть попытается, вреда от этого не будет (к слову, о желании договариваться с Россией вместо Саакашвили говорили практически все лидеры оппозиции). Однако "народная дипломатия" Ногаидели неожиданно вышла на довольно высокий уровень. Оппозиционер стал все чаще ездить в Москву. Сначала его принимал замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, а в ходе последнего визита бывший грузинский премьер удостоился встречи с главой российского правительства Владимиром Путиным.
Острую тему, которую постоянно поднимают грузинские власти (пребывание российских войск в Абхазии и Южной Осетии, который официальный Тбилиси считает "оккупированными территориями") Ногаидели затрагивать не стал. Вместо этого он высказался по поводу сноса памятника советским солдатам в Кутаиси, назвав произошедшее вандализмом. Ногаидели, как пишет "Российская газета", выразил мнение, что Саакашвили "преследовал политические цели, чтобы разорвать последние нити, связывающие две страны". Путин в ответ сказал, что его гость "абсолютно прав в своем анализе происходящих событий" (кстати, спикер Госдумы Борис Грызлов, который также присутствовал на этой встрече, позднее заявил, что "Единая Россия" намерена подписать с партией Ногаидели соглашение о сотрудничестве), .
Известие о том, что прямые авиарейсы между Россией и Грузией будут временно возобновлены, пришло как раз в тот день, когда бывший премьер находился в Москве. Ранее, в середине декабря, Ногаидели заявлял, что обсуждал эту тему с представителями "Единой России" и намерен обсудить ее с руководством Госдумы. Тогда он пообещал, что на новогодние праздники, вероятно, будут организованы несколько чартерных авиарейсов. В итоге так и произошло. Присваивать эту заслугу исключительно себе оппозиционер, конечно, не стал, но определенные политические дивиденды на свой счет он вполне может записать.
В Тбилиси некоторые уже предположили, что Россия в лице лидера движения "За справедливую Грузию" нашла преемника Михаилу Саакашвили. В оппозиционной Христианско-демократической партии ехидно заметили, что в Грузии наконец появилась политическая сила, на которой четко написано "Сделано в России". Грузинский МИД, со своей стороны, расценил поездки Ногаидели в Москву как "переговоры с оккупантами".
Пограничный пункт "Верхний Ларс", расположенный на Военно-Грузинской дороге, Россия закрыла летом 2006 года (еще до скандала с задержанием российских офицеров в Тбилиси и последовавших санкций в отношении Грузии). Российская сторона тогда обосновала это ремонтом дороги, прилегающей к КПП. В Тбилиси объяснениям не поверили: МИД Грузии заявил, что Россия таким образом пытается оказать на республику "политическое и экономическое давление".
Ремонт между тем затянулся на несколько лет. Для Грузии это означало потерю последнего пропускного пункта на границе с Россией (прочие Грузия утратила, когда лишилась контроля над Абхазией и Южной Осетией и соответствующими участками границы с РФ) и, как следствие, одного из маршрутов транзита. Однако гораздо сильнее от закрытия "Верхнего Ларса" пострадала Армения, которая лишилась контакта со своим крупнейшим экономическим партнером - Россией (ущерб от этого особенно существенен, если учесть, что у Армении открыты границы только с Ираном и Грузией - по территории последней в Армению, в частности, доставляется российский газ). По информации Armenia Today, до закрытия КПП в Армению по Военно-Грузинской дороге шло около 30 процентов грузов из тех, что она получала из-за рубежа.
В итоге, когда российская сторона наконец закончила ремонт (церемония окончания строительных работ на КПП состоялась 5 мая), понадобилось уже согласие Грузии на то, чтобы граница была открыта. В ситуации, когда в открытой границе больше нуждались Армения и Россия (стремящаяся наладить связь со своим союзником), грузинские власти, по данным ряда источников, выдвинули определенные условия для открытия КПП со своей стороны. По одним данным, Тбилиси намеревался добиться снятия запрета на поставки сельскохозяйственной продукции в РФ, по другим - готов был удовлетвориться обещанием Москвы не обвинять больше Грузию в том, что на ее территории якобы проходят подготовку террористы, переправляющиеся затем на Северный Кавказ (в Тбилиси считают, что Россия может использовать эти обвинения как повод для военного вторжения).
Пока неизвестно, добились ли грузинские власти чего-то в обмен на согласие открыть границу. Впрочем, Грузия в любом случае может рассчитывать на определенные бонусы: доходы от транзита, а также благоприятные условия для развития прилегающих районов. Речь идет, в частности, о поселке Степанцминда, расположенном в 11 километрах южнее границы. В те времена, когда пропускной пункт функционировал, перевозки людей по Военно-Грузинской дороге, как отмечает "Грузия Online", были для местных жителей одним из основных источников дохода. В этот бизнес, по информации издания, были вовлечены около тысячи человек и несколько сотен автомашин, а ежегодная прибыль от него, по некоторым данным, превышала пять миллионов лари (три миллиона долларов).
В то же время в Грузии многие опасаются, что открытие границы создаст дополнительные угрозы для безопасности страны. Некоторые политики полагают, что Россия может использовать ситуацию, чтобы разжечь сепаратистские настроения в прилегающем к границе Казбегском районе, где часть населения составляют осетины. Напомним, что на часть этого района (Трусовское ущелье) претендовали власти Южной Осетии (президент республики Эдуард Кокойты заявил, что это "исконно осетинская земля" и призвал "поставить вопрос о ее возвращении"). В Тбилиси считают, что Россия в этом районе может реализовать тот же сценарий, что и в Южной Осетии - раздать российские паспорта, а затем объявить о своем праве "защищать интересы своих граждан".
Другие полагают, что опасность заключается в проникновении в Грузию боевиков с территории Северного Кавказа. "На Северном Кавказе протекают напряженные процессы, и открытие пропускного пункта может повлечь за собой переход на территорию Грузии вооруженных групп", - рассуждает депутат от оппозиционной Христианско-демократической партии Ника Лалиашвили.
Впрочем, власти Грузии свое согласие на открытие КПП уже дали. В ноябре этот вопрос специально обсуждал Совет безопасности республики: по итогам заседания было заявлено, что открытие "Верхнего Ларса" безопасности страны не угрожает. 24 декабря, комментируя эту тему, МИД Грузии вновь подтвердил позицию властей: никакой опасности для граждан Грузии, как заявила заместитель министра Нино Каландадзе, открытие границы не представляет. Скептикам она ответила, что если Россия захочет вторгнуться в Грузию, то закрытый КПП ее не остановит.