Авиакомпании ГТК "Россия", одному из крупнейших перевозчиков страны, судя по всему, можно не беспокоиться за свою дальнейшую судьбу. По крайней мере, в ближайшее время. В правительстве решили выделить "России" из бюджета многомиллиардную субсидию. Тем не менее, этих средств "России" не хватит на полное погашение накопившейся у нее к настоящему моменту задолженности.
Государственная транспортная компания (ГТК) "Россия", базирующаяся в Пулково, была создана в октябре 2006 года. Сейчас она является ведущим перевозчиком в Северо-Западном регионе страны. По итогам первых трех кварталов текущего года компания занимает пятое место по пассажироперевозкам.
ГТК "Россия", как и вся авиаотрасль, значительно пострадала от кризиса, снизившего объем перевозок и уже приведшего к разорению некоторых перевозчиков. По данным заместителя директора компании Максима Нилова, чистый убыток "России" по итогам 2009 года составит 1,3 миллиарда рублей. Задолженность перевозчика сейчас оценивается примерно в шесть миллиардов рублей. Кроме того, некоторые кредиторы компании, к примеру, аэропорт "Пулково" и топливозаправщик "Совэкс", пытаются взыскать с ГТК "Россия" долги через суд.
В начале декабря российские деловые СМИ со ссылкой на анонимный источник в авиаотрасли сообщили, что администрация Санкт-Петербурга и госкорпорация "Ростехнологии", в управлении которой сейчас находится "Россия", отказались вкладывать в нее собственные средства, так как, по их мнению, помогать компании должен федеральный бюджет.
Власти не замедлили откликнуться. По данным источников газеты "Коммерсант", 24 декабря на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение предоставить "России" субсидию в 3,9 миллиарда рублей.
Бюджетные деньги придутся "России" как нельзя более кстати. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов, принимавший участие в совещании, уже заявил, что выделенных денег "России" хватит для акционирования и обеспечения бесперебойной работы перевозчика. Тем не менее, для полного погашения долга компании потребуется реструктуризация.
Активы "России" вплоть до середины прошлого года находились в федеральной собственности, а компания подчинялась Управлению делами президента. В июле было принято решение акционировать компанию и передать ее ценные бумаги "Ростехнологиям". Однако из-за кризиса процесс застопорился. Тем не менее в начале 2009 года в связи с тяжелым финансовым состоянием перевозчика госкорпорация взяла под контроль финансовые потоки "России".
Летом текущего года "Ростехнологиям" был передан госпакет акций "России". После этого госкорпорация провела аудит перевозчика и реструктурировала его долги, а также оказала ему помощь на сто миллионов долларов.
После совещания, на котором "России" решили выделить госпомощь, стало известно, что процесс акционирования компании должен завершиться в течение ближайших 6-8 месяцев. После этого Санкт-Петербург получит в компании не менее 26 процентов. Губернатор города Валентина Матвиенко позднее уточнила, что в любом случае "Россия" останется в Петербурге, как базовая компания "Пулково", передает "РБК". Планируется также, что компания проведет обновление парка воздушных судов.
До момента завершения акционирования ГТК "Россия" в компании будет сформирован наблюдательный совет из семи человек. В него войдут по три представителя от петербургской администрации и "Ростехнологий", а также заместитель министра транспорта Валерий Окулов. В задачи совета входит разработка стратегии развития "России" в составе "Пулково".
Ранее предполагалось, что ГТК "Россия" наряду с несколькими региональными перевозчиками войдет в новую авиакомпанию "Росавиа", которую "Ростехнологии" создают на базе обанкротившегося альянса AiRUnion. Помимо "России", в альянс должны были войти "Атлант-Союз", "Владивосток авиа", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы", а также бывшие компании холдинга AiRUnion.
Холдинг "Росавиа" должен был быть сформирован еще в начале 2009 года, однако пока этого не случилось. Ранее уже сообщалось, что переход перевозчика под контроль властей Петербурга может нарушить планы "Ростехнологий" по созданию "Росавиа". Так как доля ГТК в выручке авиакомпаний "Росавиа" составляет 60 процентов, без "России" создать нового крупного перевозчика будет слишком сложно.
Теперь, по мнению экспертов, опрошенных изданием "Фонтанка.ру", решение оставить "Россию" в Петербурге может означать фактический отказ от ее возможного включения в новый холдинг "Росавиа".
В любом случае будем надеяться на то, что деньги, выделенные государством, дойдут до "России". Иначе история с потерявшейся госпомощью для разорившейся "КД Авиа" может повториться.