В пятницу на борту пассажирского лайнера, летевшего из Европы в США, была предпринята попытка теракта. Первоначальные сообщения звучали сумбурно - говорилось, к примеру, что кто-то из пассажиров попытался взорвать петарду, - но затем выяснилось, что речь идет о весьма серьезном инциденте: мощный взрыв в самолете не произошел лишь по счастливой случайности или из-за ошибки злоумышленника.
Личность террориста установлена: это 23-летний уроженец Нигерии Умар Фарук Абдулмуталлаб (Umar Farouk Abdulmutallab). Сын состоятельных родителей, этот африканец среднее образование получил в Того, а высшее - в Великобритании. С 2005 по 2008 год он обучался в Университетском колледже Лондона и окончил учебу с дипломом инженера. После этого Абдулмуталлаб покинул Британские острова, но в мае 2009-го снова оказался в Лондоне и оформил в американском посольстве туристическую визу. С этой визой он и отправился на Рождество из Лагоса, коммерческой столицы Нигерии, в Детройт - с пересадкой в Амстердаме.
Из амстердамского аэропорта Схипхол Абдулмуталлаб вылетел ежедневным рейсом номер 253 компании Northwest Airlines - крупного американского авиаперевозчика, являющегося дочерним предприятием Delta Air Lines. Когда аэробус с 279 пассажирами и 11 членами экипажа на борту оказался в воздушном пространстве США, африканец покинул свое место и отправился в уборную, где провел около 20 минут. Вернувшись, он пожаловался на расстройство желудка и закутался в плед. Незадолго до запланированного времени посадки Абдулмуталлаб попытался привести в действие взрывное устройство, прикрепленное к ноге или туловищу в районе таза. Раздался хлопок, появился дым и небольшое пламя, однако полноценного взрыва не было. Эксперты уверены, что в случае успеха злоумышленника взрывчатки бы хватило для появления большой дыры в корпусе самолета.
Разумеется, начался переполох. В зарубежных аэропортах стали особо тщательно досматривать направляющихся в США пассажиров, в Лондоне обыскали последнее известное место жительство Абдулмуталлаба, а в воскресенье, 27 декабря, задержали соотечественника террориста, летевшего тем же рейсом: этому второму нигерийцу не посчастливилось занедужить и тоже надолго запереться в туалете. Сам Абдулмуталлаб в тот же день был выписан из детройтской больницы, куда его поместили из-за полученных ожогов, и теперь он содержится где-то за решеткой - местоположение подозреваемого американские власти держат в тайне.
Глава министерства национальной безопасности США Джанет Наполитано попыталась заверить общественность, что воздушные перелеты - вполне безопасный способ путешествия, а произошедшее в пятницу - исключительный случай. Министр подчеркнула, что Абдулмуталлаба "остановили до того, как он причинил какой-либо ущерб", и вообще "все прошло как надо". Критики, разумеется, восприняли такие суждения в штыки, и это неудивительно: террориста с бомбой пустили в самолет, террорист попытался взорвать бомбу, а обезвреживать его пришлось пассажирам и экипажу - специальных агентов министерства национальной безопасности, так называемых "воздушных маршалов", на борту не оказалось. Словом, полный провал.
Вещество, которым вооружился Абдулмуталлаб - пентаэритриттетранитрат (ТЭН, PETN), мощная взрывчатка, широко используемая в военных и промышленных целях. Примечательно, что именно ТЭН в декабре 2001 года использовал "ботиночный террорист" Ричард Рид - другой исламист, который, как и Абдулмуталлаб, неудачно попытался взорвать летевший в США пассажирский лайнер. Дело Рида, отбывающего сейчас пожизненное заключение в Колорадо, заставило американские власти всерьез пересмотреть политику безопасности воздушных перелетов. В частности, было учреждено Управление транспортной безопасности, одной из главных задач которого стало обеспечение эффективного контроля в аэропортах. Однако, несмотря на все нововведения, случай Абдулмуталлаба показал: поводов для беспокойства до сих пор остается немало.
По данным следствия, Абдулмуталлаб пронес ТЭН на борт самолета, спрятав наполненный взрывчаткой презерватив - или другую подобную емкость - под одеждой. Эксперты отмечают, что современное контрольное оборудование, в том числе имеющееся в главном амстердамском аэропорту, должно было бы зафиксировать опасный груз, однако злоумышленник все барьеры безопасности обошел. Оказалось, что Абдулмуталлаба не стали пропускать ни через "продувные" аппараты, которые позволяют обнаружить частицы взрывчатых веществ на одежде и теле человека, ни через сканеры, которые исследуют пассажиров с помощью рентгеновских лучей и радиоволн. Дело в том, что все эти чудеса техники - равно как и более традиционные средства типа собак-ищеек - применяют с большой осмотрительностью, чтобы попусту не нервировать путешественников.
Фактически, при существующем порядке досмотров найти что-то вроде презерватива с взрывчаткой у пассажира можно либо по счастливой случайности, либо если он - пассажир - попал в "черный список" подозрительных лиц, подлежащих особо тщательным досмотрам. Абдулмуталлаб до такого списка немного не дотянул, хотя и числится в базе данных на 500 тысяч человек, предположительно связанных с террористами. В эту базу, как выяснилось, африканец попал из-за своего отца - влиятельного нигерийского банкира Умара Абдулмуталлаба (Umaru Abdulmutallab), который в ноябре пожаловался в американское посольство на растущий интерес сына к радикальному исламу.
Абдулмуталлаб-старший, недавно покинувший пост председателя правления компании First Bank, рассказал американцам, что семья обеспокоена исчезновением сына, предположительно отправившегося в Йемен для участия в "каком-то виде джихада". Предположения были основаны на текстовом сообщении, которое Абдулмуталлаб-младший прислал отцу. Власти США полученные данные приняли к сведению, но, как сообщил прессе высокопоставленный источник в администрации, большого значения им не придали. Между тем, уже попав в руки американских агентов, молодой террорист сознался, что действовал по указаниям, полученным от йеменского руководства сети "Аль-Каеда", и там же, в Йемене, ему предоставили компоненты для бомбы. Кроме того, за несколько дней до инцидента на борту один из представителей "Аль-Каеды" в Йемене разместил в интернете видеообращение, в котором грозил Америке скорым терактом.
История Абдулмуталлаба - не единственный за последнее время инцидент, который заставляет наблюдателей называть Йемен бастионом "Аль-Каеды" - и новой большой целью в контртеррористической политике администрации Барака Обамы. Правительство страны, откуда когда-то перебрался в Саудовскую Аравию отец "террориста номер один" Осамы бин Ладена, ведет ожесточенную борьбу на два фронта - с боевиками "Аль-Каеды" и с шиитскими сепаратистами. Одним из руководителей террористов в Йемене считают радикального проповедника Анвара аль-Авлаки (Anwar al-Awlaki) - имама из США, некогда наставлявшего на путь борьбы исполнителей терактов 11 сентября 2001 года, а в 2002-м переселившегося на историческую родину. Недавно йеменские власти триумфально объявили об уничтожении аль-Авлаки, но родственники и знакомые "покойного" утверждают: имам жив и здоров.
Не так давно на слуху у всех был один из "духовных чад" аль-Авлаки - американский военный психиатр Нидал Хасан, который в начале ноября с криком "Аллах акбар!" устроил кровавое побоище на армейской базе Форт-Худ в штате Техас. Теперь выясняется, что с аль-Авлаки может быть связан и несостоявшийся взрывник Абдулмуталлаб: данные о контактах между сыном банкира и наставником террористов поступили к федеральным законодателям США. По всему выходит, что Вашингтону придется не только перестраивать систему безопасности воздушного транспорта, но и каким-то образом заняться новым рассадником террора на Аравийском полуострове.